Рекомендации учителям по работе с неуспевающими учащимися на уроке
- Создать доброжелательную атмосферу при опросе
- Не увеличивать темп опроса, даже несколько снизить его, разрешить ученикам дольше готовиться у доски
- Предложить ученику примерный план ответа
- Предложить пользоваться наглядными пособиями по теме ответа, которые помогут ученику изложить суть тематики
- Стимулировать учащихся положительной оценкой, похвалой, подбадриванием
- При изложении нового материала необходимо:
- Поддержать интерес к усвоению темы учащимися
- Обращаться к неуспевающим и слабым ученикам с вопросами, определяющими степень их понимания учебного материала
- Привлекать слабоуспевающих учеников к помощи при подготовке приборов, пособий, опытов и т.д.
Самостоятельная работа на уроке, рекомендации:
- Разбить задания на этапы, части
- Напоминать об аналогичных заданиях выполненных ранее учащимися
- Ссылаться на приемы и способы выполнения задач и примеров
- Напоминать о правилах и свойствах необходимых при выполнении учебного материала
- Помочь в нахождении рациональных путей выполнения заданий и упражнений
- Инструктировать о правилах оформления выполненных заданий
- Стимулировать самостоятельность в выполнении заданий слабоуспевающими учениками
Организация самостоятельной работы:
- Выбрать для учащихся наиболее подходящую и рациональную систему заданий и упражнений, не стремиться механически, увеличить число учебного материала
- Объяснить в подробностях последовательность выполнения задач, упражнений, опытов и т. д.
- Предупредить о возможных затруднениях в выполнении заданий, использовать наглядные пособия в виде карточек с направляющим планом действий
Рекомендации учителям по взаимодействию с учащимися, испытывающими эмоциональные и поведенческие трудности
Рекомендации
по работе с учащимися, отличающимися высоким уровнем тревожности
Личностная тревожность – свойство характера человека, выражающееся в предрасположенности к тревоге и устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях, даже там, где нет реального повода для тревоги. Высокотревожные учащиеся склонны преувеличивать трудности и опасения, с которыми они встречаются, предрасположены к перепадам давления и нарушениям сердечного ритма. Личностная тревожность обычно соотносится с такими чертами характера как агрессивность, раздражительность, застенчивость.
Общие требования:
- Общение в доверительном, спокойном и доброжелательном тоне, не повышая голоса;
- Единство требований к ребенку со стороны взрослых, избегание двусмысленности и недомолвок в изложении требований;
- Создание условий для повышения самооценки учащегося – не заострять внимание на промахах и неудачах, акцентировать внимание на успехах;
- Формирование оптимистических установок, развитие умения выделять главное и не беспокоиться по мелочам, снижение чувства повышенной моральной ответственности и вины;
- Нельзя угрожать наказанием, накапливать «компромат», строить неблагоприятные прогнозы, публично подчеркивать несостоятельность ребенка в чем-либо;
- В случае проступков наказание производить сразу, без отсрочки его выполнения;
- Избегание состязаний, любых видов работ, учитывающих скорость;
- Не сравнивайте учащегося с окружающими;
- Доверяйте ученику, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть;
- Последовательность в воспитании, не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
ПРОФИЛАКТИКА КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ ШКОЛЬНИКОВ
Признаки депрессии:
- потеря интереса к деятельности, которая раньше доставляла удовольствие;
- изменения режима питания и режима сна;
- ребенку трудно думать и трудно сконцентрироваться;
- ребенок постоянно жалуется на скуку;
- при отсутствии проблем с физическим здоровьем ребенок постоянно жалуется на головные боли, на боли в желудке и на усталость;
- ребенок постоянно страдает от чувства вины и не разрешает никому себя хвалить.
ЧТО МОЖЕТ ПОДДЕРЖАТЬ
-Установите заботливые взаимоотношения с ребёнком
- Будьте внимательным слушателем
- Будьте искренними в общении с ребёнком. Спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации.
- Помогите определить источник психического дискомфорта.
- Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно
- Помогите ребёнку осознать его личностные ресурсы
- Окажите поддержку в успешной реализации ребёнка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее.
Кризис (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — это переломный момент, тяжелое переходное состояние, обострение, опасное неустойчивое состояние.
Кризис возникает в ситуациях, когда усвоенных ранее образцов поведения недостаточно для совладания с обстоятельствами.
ЧТО СЛЕДУЕТ ФОРМИРОВАТЬ У ШКОЛЬНИКА?
- Положительные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологических особенностей человека
- Устойчивое позитивное отношение к жизни
- Вариативность субъективно приемлемых путей разрешения конфликтных ситуаций
- Высокий уровень социализации личности;
- Забота о собственном здоровье
- Стремление к саморазвитию
- Психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы саморегуляции и снятия психической напряженности
- Способность преодолевать кризисные ситуации
- Представления о неиспользованных жизненных возможностях.
Для нормального развития подростков необходимы определенные условия:
- сочетание свободы и ответственности в деятельности; подросткам необходимо конструктивное взаимодействие со взрослыми, принятие выработанных правил в школе, семье обществе;
- принятие себя (своего физического я, характера, особенностей, эмоций;
- обучение навыкам достойного поведения (взаимодействие, отстаивания чувства собственного достоинства)
- информация о современной жизни: они имеют право и должны получать достаточно достоверную информацию по всем волнующим подростков вопросом
Что может насторожить педагога:
- заявления ребенка о желании уйти из жизни;
- если в разговорах, рисунках и письмах ребенка проявляется озабоченность смертью;
- если ребенок раздаривает свои личные вещи;
- отдаление ребенка от семьи и друзей;
- агрессивное или враждебное поведение;
- побеги из дома;
- опасное поведение (например, неразборчивость в сексуальных взаимоотношениях);
- неуважительное отношение к собственной внешности;
- резкое изменение характера (например, ребенок был очень активным и неожиданно стал тихим).
Признаками суицидального поведения могут быть
- Изменения в сфере межличностных отношений
- Изменения стереотипов поведения
- Характерные высказывания
- Изменение физического состояния
- Изменения эмоционального фона (депрессия)
НЕОБХОДИМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА
- Знать особенности развития и воспитания личности детей в разные возрастные периоды.
- Владеть приёмами эффективной коммуникации.
- Иметь навыки наблюдения.
- Уметь оказать психологическую
поддержку.
Рекомендации педагогам
Общие рекомендации учителям, классным руководителям
по работе с детьми 9 и 11 классов,
имеющими повышенный уровень тревожности
в период подготовки к экзаменам.
1. Особенности оценивания - оценка должна быть содержательной с подробным объяснением причины; оценивается не вся деятельность, а отдельные элементы.
2. Важна общая эмоциональная атмосфера в классе. Это показатель профессионализма педагога, успешности его воспитательной работы. Важно создание ситуации комфорта, нельзя нагнетать обстановку, необходимо создавать ситуации успеха, поощрение, поддержка, воздерживаться от советов и рекомендации, лучше предоставлять выбор
3. Упор на успешность. Поддерживающие реакции: «Ты сможешь, у тебя получится» Учитывать индивидуальные особенности ребенка, его темперамент, тип мыслительной деятельности, тип восприятия окружающего мира.
4. В классе важно поддерживать атмосферу принятия, безопасности, чтобы каждый тревожный ребенок чувствовал, что его ценят вне зависимости от поведения – всегда ищите, за что можно похвалить и подчеркивайте достоинства ребенка, обсуждая недостатки наедине.
5. Наблюдайте за самочувствием ребенка, помогите понять, что, делая краткие схематические выписки и таблицы, помогает лучше запомнить материал, покажите ему, как это делается на практике.
6. Избегайте сравнения учеников друг с другом, т.к. это способствует повышению тревожности, снижению уровня школьной мотивации, возникновению у детей мотива избегания неудачи, формированию заниженной самооценки, неврозов, ухудшению взаимоотношений между учителем и учеником.
7. При работе с детьми, испытывающими социальный стресс, детьми – «изгоями», детьми, негативно относящимися к школе, необходимо в первую очередь наладить контакт с ними и установить доверительные отношения. Нужно постараться выяснить, какие проблемы тревожат ребёнка, предложить свою помощь.
8. При работе с неуверенными в себе и застенчивыми детьми необходимо помнить, что любой ответ у доски, повышенное внимание, приводит таких детей в состояние стресса.
9. Поэтому нужно стараться создать на уроке максимально безопасную с психологической точки зрения атмосферу взаимоуважения: пресекать попытки унижения, давления, насмешек со стороны детей, способствовать повышению самооценки и уверенности в себе путём поощрения и подчёркивания положительных моментов в работе. Очень важно наладить доверительные отношения с такими детьми, использовать индивидуальные беседы с целью коррекции излишней тревожности и страха самовыражения.
10. Учить детей снимать мышечное напряжение, расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку, обучать умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство. Хвалить ребенка за определенный результат.
11. Объяснять неудачи ребенка не низкими умственными способностями, а недостатками прилагаемых усилий, таким образом, ребенок не будет считать себя «просто глупым и ни на что неспособным» и поверит в свои возможности.
12. Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке.
13. Общение строить спокойно, доброжелательно. Использовать в беседе правила критики, правила эффективного общения. Делая замечание ребенку, характеризуйте поступок, но не личность.
14. Объясняйте, что систематическая подготовка к экзамену дает возможность быть более подготовленным и уверенным.
Рекомендации педагогам о формировании адекватной самооценки у детей:
Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: "Я самый лучший". При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.
Если самооценка ребенка занижена, скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.
Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки "Я плохой", "Я ничего не могу", "Я неудачник".
При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.
Если хвалить, то правильно!
Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: "Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми...". Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.
Приемы для повышения самооценки ребенка:
- Выслушивать мнение ребенка, его позицию, как имеющую право на существование, но при этом просить обосновать;
Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует разъяснить ему причину и способы исправления сложившийся ситуации.
Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:
1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.
2. Спокойно относиться к критике, без агрессии.
3. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.
Не наказываем:
- Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
- Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
- Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
- Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам...
- Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
- Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
- Поощряйте в ребенке инициативу.
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким
он был вчера или будет завтра).
- Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
- Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
- Анализируйте вместе с ребенком его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
- Старайтесь принимать ребенка таким, какой он есть.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ:
1. Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки;
2. Помогайте подростку поверить в себя и свои способности;
3. Помогайте избежать ошибок;
4. Поддерживайте выпускника при неудачах;
5. Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить единый государственный экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена;
6. Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку;
7. Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизические особенности выпускников.
Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.
Рекомендации педагогом по работе с «трудными» подростками
Прежде всего, в каждом конкретном случае следует выявить причины трудновоспитуемости учащегося по следующей схеме:
- что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере;
- какие неблагоприятные условия существуют в данный момент;
- с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам воспитанник, а какие следует устранить с помощью семьи и училища;
- были ли допущены педагогические ошибки по отношению к подростку и как их исправить.
Для осуществления педагогической профилактики и коррекции поведения трудного подростка рекомендуется:
- Найти сильные стороны, качества подростка, опираться на них в деле воспитания.
- Не оставлять без похвалы любое положительное проявление подростка.
- Стараться не сравнивать студента с другими, особенно если это сравнение не в его пользу.
- Говорить с учащимися тактично, избегать резких выражений. В общении с подростками не должен присутствовать поучительный уничижающий тон. Ни в коем случае не допускать публичных порицаний.
- Контролировать свои эмоции, сдерживать гнев или негодование.
- Уметь признавать свои ошибки и просить прощения.
- Не позволять себе оскорбить учащегося. Исключить угрозы и шантаж.
- Выказывать отношение только к поступкам, а не к личности учащегося (не «ты грубиян», а «ты проявил грубость»).
- Найти повод похвалить студента, особенно спустя некоторое время после наказания. Он убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.
- Чаще давать понять обучающемуся, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.
- Концентрировать внимание студента на уже достигнутых в прошлом успехах и вселять в него веру в будущие успехи.
- Показать обучающемуся, что он вам небезразличен, что его поступки и личностные качества замечают, что позитивные изменения радуют, а срывы огорчают.
- Предоставлять возможность высказать свое мнение, предложить пути выхода из ситуации.
- Действовать терпеливо и последовательно, поскольку в данной работе не может быть быстрых положительных результатов.
- Совершенствовать работу по формированию учебной группы, не допускать в нем изолированности трудного обучающегося.
Целесообразно использовать следующие группы педагогических приемов:
- Проявление доброты, внимания, заботы.
- Сочувствия.
- Просьбы.
- Поощрение в виде одобрения, похвалы,
награды, выражения доверия.
- «Авансирование личности» - предоставление определенного блага, высказывание положительного мнения о подростке, даже если он этого еще пока не заслужил в полной мере. Аванс побуждает к проявлению лучших качеств.
- Дать понять подростку, что неблаговидный поступок – досадное недоразумение, случайность больше не повторится, так как ошибки возможны, но нужно извлекать из них полезный опыт.
- Прощение подростка в конкретной ситуации, которая всегда есть только следствие, а не причина осложненного поведения.
В целях усиления положительного влияния на подростка через учебную группу используются следующие приемы:
- прием доверия – подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения;
- прием постепенного приручения к деятельности на общую пользу – поручения
повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;
- прием поддержки коллективистских проявлений – поощрение и одобрение коллективом, усилий подростка при выполнении общественной работы при доброжелательных отношений к нему окружающих;
- прием недоверия – коллектив высказывает сомне-ния в том, что поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативных его личных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;
- прием осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;
- прием побуждения подростка к объективной оценке своего поступка;
- прием включения подростка в коллективные общественно-значимые виды деятельности, где он должен проявить свои отношения к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с одногруппниками.
Особенности подросткового периода развития:
- подросток стремится приобрести личную свободу и независимость;
- примеряет на себя различные интересы и жизненные цели;
- вступает в первые романтические отношения;
- привыкает ощущать себя в роли взрослого человека
Общаясь с подростком, помните.
- беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона;
- в процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес;
- лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя;
- диалог с подростком надо начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают;
- в процессе общения старайтесь вести диалог на равных;
- старайтесь инициативу общения держать в своих руках;
- умейте смотреть на вещи глазами подростка.
Работая с «трудным» подростком, нужно:
- Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
- В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
- Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждений, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
- Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
- Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
- Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.
- Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ, СОВЕРШАЕМЫХ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних.
Поэтому важным в работе всех педагогов является наблюдение за поведением детей и владение маркерами насилия.
В просветительской работе необходимо информировать родителей о признаках сексуального насилия в отношении детей, а также об ответственности за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы, совершаемых в отношении несовершеннолетних.
Признаки сексуального насилия у детей и подростков:
Физические признаки:
- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;
- гематомы (синяки) в области половых органов;
- кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;
- гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;
- боль в нижней части живота;
- болезни, передающиеся половым путем;
- беременность.
Изменения в поведении:
- чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;
- поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;
- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;
- сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);
- необычная сексуальная активность: сексуальное использованием младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.
Изменения в эмоциональном состоянии:
- замкнутость, изоляция, уход в себя;
- депрессивность, грустное настроение;
- отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;
- частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);
- истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;
- трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
- отчуждение от братьев и сестер;
- амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).
Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:
- неспособность защитить себя, смирение;
- резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);
- прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции;
- принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию).
Изменения самосознания ребенка:
- падение самооценки;
- мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.
Появление невротических и психосоматических симптомов:
- боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;
- боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье — трусики во время медицинского осмотра).
Как вести себя, если ребенок рассказал Вам о насилии?
-Отнеситесь к тому, о чем рассказал Вам ребенок, серьезно.
- Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, если увидит Вашу болезненную реакцию.
- Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность информации.
- Успокойте и поддержите ребенка: «Ты правильно сделал, что мне рассказал», «Это не твоя вина», Ты такой не один, это случается и с другими детьми».
- Не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Все будет хорошо», «Мама не будет сердиться».
Объясните ему, что Вы собираетесь делать дальше.
Оглянитесь!
Рядом с Вами может быть ребенок, который нуждается именно в Вашей помощи…
Координацией деятельности специалистов СППС учреждений образования в работе с неблагополучными семьями занимаются педагоги социальные центра.
Получить необходимую консультацию по всем интересующим вопросам
Вы можете, позвонив по телефону: 9 35 21
Методические рекомендации
по организации работы с неблагополучными семьями,
а также образцы оформления документов по сопровождению семей СОП,
Вы можете найти на нашем сайте
Нормативные правовые основы организации работы с детьми,
находящимися в социально опасном положении
В Республике Беларусь создана правовая основа для организации работы с детьми, нуждающимися в помощи и защите государства. Задача: знать содержание нормативных правовых актов и уметь применять их в практике работы.
1. Закон Республики Беларусь от 31.05.2003г. № 200-3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Изменения и дополнения:
Закон Республики Беларусь от 26 июня 2005 г. № 28-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 104, 2/1125) <H10500028>;
Закон Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. № 250-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 170, 2/1347) <H10700250>;
Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 315-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 14, 2/1412) <H10800315>;
Закон Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 417-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 184, 2/1514) <H10800417>;
Закон Республики Беларусь от 26 мая 2012 г. № 376-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 62, 2/1928) <H11200376>;
Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 84-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.12.2013, 2/2082) <H11300084>;
Закон Республики Беларусь от 9 января 2017 г. № 18-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.01.2017, 2/2456) <H11700018>
Изменения и дополнения:
Закон Республики Беларусь от 26 июня 2005 г. № 28-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 104, 2/1125) <H10500028>;
Закон Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. № 250-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 170, 2/1347) <H10700250>;
Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 315-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 14, 2/1412) <H10800315>;
Закон Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 417-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 184, 2/1514) <H10800417>;
Закон Республики Беларусь от 26 мая 2012 г. № 376-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 62, 2/1928) <H11200376>;
Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 84-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.12.2013, 2/2082) <H11300084>;
Закон Республики Беларусь от 9 января 2017 г. № 18-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.01.2017, 2/2456) <H11700018>
- несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении,
- семья, находящаяся в социально опасном положении,
- индивидуальная профилактическая работа.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении,- лицо в возрасте до 18 лет, находящееся в обстановке, при которой не удовлетворяются его основные жизненные потребности; которое, вследствие беспризорности или безнадзорности, совершает правонарушения; родители, опекуны, попечители которого ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на указанное лицо, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежащее исполняют обязанности по воспитанию и содержанию, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, -семья, несовершеннолетние члены которой находятся в социально опасном положении.
Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-психолого-педагогической реабилитации или предупреждению совершения несовершеннолетними правонарушений.
2.Декрет Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» от 24 ноября 2006 г. № 18
- неблагополучная семья,
- дети, нуждающиеся в государственной защите,
- государственное обеспечение,
- отобрание ребенка у родителей, установление ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей,
- взыскание с родителей расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.
Неблагополучная семья (термин употребим в работе по преодолению семейного неблагополучия ребенка) – идентично «семья, находящаяся в социально опасном положении».
Дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежащее выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.
Государственное обеспечение – детские интернатные учреждения (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома-интернаты, учреждения профессионально-технического образования, детские дома семейного типа, детские деревни (городки), опекунские семьи, приемные семьи.
3. Кодекс Республики Беларусь об образовании (ст.114, п.2.3)
4. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждений образования
П.7. Функции СППС:
- изучение условий жизни и воспитания обучающихся в семье;
- выявление и учет обучающихся, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи. Этот пункт санкционирует рабочий учет данной группы учащихся и индивидуальную профилактическую работу с ними и их семьями.
- разработка и реализация индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;
- участие в разработке и реализации планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите.
П.18. Деятельность СППС учреждения образования по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогическая реабилитация и оказание им психологической помощи координируется социально-педагогическими центрами.
5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 г. № 22 "О признании детей находящимися в социально опасном положении"
6. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
27 ноября 2017 г. № 146 Об утверждении Положения о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и признании утратившими силу некоторых постановлений
Министерства образования Республики Беларусь
-признание детей, находящимися в социально опасном положении, коллегиальное решение на основе предварительного обследования условий жизни несовершеннолетнего.
Решение оформляется протоколом Совета профилактики и является основанием для принятия специалистами соответствующих действий – либо составления индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. Либо проведения с ним индивидуальной профилактической работы. Выписка из протокола Совета профилактики о признании ребенка находящимся в социально опасном положении направляется в СПЦ.
7. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье
- Ст. 67. Ненадлежащее воспитание и содержание детей.
Родители (опекуны) несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей. Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе если ребенок находится в социально опасном положении.
- ст.73. Обязанности родителей по защите прав и законных интересов детей.
Защита прав и законных интересов детей возлагается на их родителей.
- ст. 75. Воспитание детей.
Родители осуществляют воспитание детей, попечительство над их имуществом. Под воспитанием понимается забота о физическом. Духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.
Все вопросы воспитания детей решаются обоими родителями по взаимному согласию. Разногласия между родителями разрешаются в судебном порядке.
- ст.85. Отобрание ребенка без лишения родительских прав по решению суда, органа опеки и попечительства. В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе принять решение о немедленном отобрании ребенка. Уведомить прокурора (немедленно), в семидневный срок обратиться в суд с иском о лишении родительских прав.
- ст.116. Защита прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, возлагается на комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, а также на иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь.
- ст.117. Выявление и учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в социально опасном положении.
Немедленное сообщение в КДН, орган опеки и попечительства. В течении трех суток обязан провести обследование, при установлении факта отсутствия попечения родителей обеспечить защиту прав до решения вопроса о его устройстве, в течение месяца обеспечить устройство на воспитание в семью.
8. Положение о социально-педагогическом учреждении
П. 9. СПЦ координирует деятельность педагогов социальных и педагогов-психологов учреждений образования по индивидуальной профилактической работе с детьми, находящимися в социально опасном положении, и их семьями.
П.11. Детский социальный приют предоставляет детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, находящимся в социально опасном положении, признанным нуждающимися в государственной защите, временное место проживания и государственное обеспечение, психолого-педагогическую и социальную реабилитацию.
9. Положение об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь
П.2. Органами опеки и попечительства являются местные исполнительные и распорядительные органы.
Функции в отношении несовершеннолетних осуществляют отделы образования, спорта и туризма, КДН.
Методические рекомендации
Приложение 2
к Методическим рекомендациям по
межведомственному взаимодействию
субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации
ЖУРНАЛ
УЧЕТА ИНФОРМАЦИИ О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕМ, ОКАЗАВШЕМСЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СИТУАЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ ОТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ИЗ УПРАВЛЕНИЯ (ОТДЕЛА) ОБРАЗОВАНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ИНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ, ОТ ГРАЖДАН
(наименование учреждения образования)
|
Настоящие методические рекомендации определяют порядок действий субъектов профилактики по выявлению детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, механизмы межведомственного взаимодействия в вопросах информирования и организации реабилитационной работы с такими детьми и их семьями. В настоящих методических рекомендациях используются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь о браке и семье (далее - КоБС), постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28 июля 2004 г. № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите» (далее - постановление № 47), Законом Республики Беларусь от 31.05.2003 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также следующие термины и их определения:
выявление несовершеннолетних, оказавшихся в
неблагополучной ситуации - комплекс действий государственных органов, учреждений и иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость осуществления субъектами профилактики семейного неблагополучия мероприятий, направленных на оказание помощи несовершеннолетним и их законным представителям с целью нормализации ситуации в семье;
субъекты профилактики семейного неблагополучия -
государственные органы, учреждения и иные организации,
осуществляющие выявление и защиту прав детей, законные представители которых ненадлежащим образом исполняют обязанности по их воспитанию и содержанию;
социальное расследование - деятельность учреждения образования и иных субъектов профилактики семейного неблагополучия по изучению ситуации в семьях несовершеннолетних, в отношении которых поступила информация о семейном неблагополучии
обобщенная информация по результатам социального
расследования - сводный документ, описывающий на основе собранных фактов ситуацию, сложившуюся в семье.
ВЫЯВЛЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОКАЗАВШИХСЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СИТУАЦИИ
Выявление детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, осуществляется в пределах компетенции работниками субъектов профилактики семейного неблагополучия на основании критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетнего, утвержденных приложением 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28 июля 2004 г. № 47 (далее - инструкция № 47):
педагогическими работниками - в ходе образовательного процесса; в ходе изучения особенностей семейного воспитания обучающихся; при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями; при получении информации в отношении несовершеннолетних от третьих лиц;
медицинскими работниками<sup><sup>[1]</sup></sup> - при проведении патронажа
медицинского работника к несовершеннолетним; при посещении несовершеннолетними и их законными представителями учреждений здравоохранения; при вызове врача на дом к ребенку или к законным представителям ребенка, в том числе при выездах скорой медицинской помощи; при постановке женщин на учет по беременности (наблюдении за беременной) и в других случаях;
сотрудники органов внутренних дел - при совершении противоправных действий гражданами; при проведении с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы, в том числе при посещении семей на дому; при рассмотрении в установленном порядке заявлений и обращений граждан о необеспечении законными представителями несовершеннолетних прав и законных интересов детей<sup><sup>[2]</sup></sup>;
специалистами органов по труду, занятости и социальной защите и учреждений социального обслуживания населения - при оказании социальных услуг в учреждениях социального обслуживания населения и на дому; при назначении государственных пособий и пенсий, государственной адресной социальной помощи, оказании гуманитарной и других видов помощи, в ходе обследования материально-бытового положения граждан (семей).
Также работники субъектов профилактики семейного неблагополучия выявляют несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации, в ходе межведомственных профилактических акций «Быт», «Дом без насилия», «Семья без насилия» и др.
Ключевая роль в системе раннего выявления семейного неблагополучия принадлежит воспитателю дошкольного образования (в учреждениях дошкольного образования), классному руководителю (в учреждениях общего среднего образования), куратору (мастеру производственного обучения) (в учреждениях профессиональнотехнического и среднего специального образования).
Изучение особенностей семейного воспитания обучающихся воспитателем, классным руководителем, куратором (мастером производственного обучения) осуществляется регулярно, рекомендуемая периодичность посещения несовершеннолетних на дому - 1 раз в год; чаще - при возникновении такой необходимости. Например, у ребенка резко снизилась успеваемость, изменилось поведение, приходит на уроки невыспавшимся, неопрятно одетым и т.д.
Обращаем внимание на то, что посещение семей не должно носить формальный и «массированный» характер. Семьи воспитанников ясельных групп, учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов, учащихся 1-х курсов, семьи вновь прибывших в класс (группу) обучающихся рекомендуется посетить до 1 ноября; семьи, знакомство с которыми уже состоялось ранее, - до 1 января.
Осуществляя визит в семью, необходимо помнить о соблюдении соотношения между правом ребенка на государственную заботу и защиту, а также правом законных представителей на попечение и ответственность за ребенка. Чтобы не создавать напряжения во взаимоотношениях с законными представителями обучающихся, предупредить возникновение конфликтов, воспитателю, классному руководителю, куратору (мастеру производственного обучения) рекомендуется согласовать с ними дату и время посещения.
При посещении семей с целью изучения особенностей семейного воспитания несовершеннолетних составление воспитателем, классным руководителем, куратором (мастером производственного обучения) актов обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, либо актов иного характера нецелесообразно.
Результаты посещения обучающихся на дому отражаются педагогическими работниками:
воспитателем дошкольного учреждения в графе «Посещение
- 3
воспитанников на дому» сведении о родителях и воспитанниках ;
4
классным руководителем в классном журнале ;
куратором учебной группы в журнале куратора учебной группы<sup><sup>[3]</sup></sup><sup><sup>[4]</sup></sup><sup><sup>[5]</sup></sup>.
При изучении особенностей семейного воспитания несовершеннолетнего воспитателю, классному руководителю, куратору (мастеру производственного обучения) необходимо обратить внимание на санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения, обеспеченность ребенка предметами первой необходимости (одежда, обувь по сезону, предметы личной гигиены, школьные принадлежности), наличие места для приготовления уроков, для сна и отдыха; особое внимание необходимо обратить на взаимоотношения между членами семьи. Недопустимо при посещении семей несовершеннолетних выяснение информации о размерах доходов, наличии денежных вкладов и т.п.
Результаты изучения особенностей семейного воспитания обучающихся по мере завершения плановых посещений семей необходимо рассматривать на заседаниях Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - Совет профилактики) с участием воспитателей, классных руководителей, кураторов (мастеров производственного обучения).
При оказании медицинской помощи и иных медицинских услуг медицинские работники проводят оценку семейно-бытовых условий; в рамках компетенции выявляют несовершеннолетних, пострадавших от насилия или жестокого обращения; выявляют несовершеннолетних, нуждающихся в медицинском обследовании, динамическом медицинском наблюдении или лечении вследствие уклонения либо ненадлежащего выполнения родителями обязанностей по содержанию детей; устанавливают лиц, злоупотребляющих алкогольными напитками, наркотическими, психотропными и токсическими веществами, имеющих на воспитании несовершеннолетних детей и др.
При посещении семей в рамках осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними сотрудникам органов внутренних дел (далее - ОВД) необходимо предварительно уточнить информацию о совместно проживающих в семье гражданах; наличии либо отсутствии обращений в ОВД по фактам совершения в семье правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений; месте работы взрослых членов семьи; привлечении законных представителей несовершеннолетних к административной и (или) уголовной
ответственности; наличии зарегистрированного оружия,
задолженности по коммунальным платежам и оплате за питание в учреждении образования.
Посещение указанных семей предпочтительно в вечернее время, в предвыходные, выходные и праздничные дни. В ходе посещения семей сотруднику ОВД необходимо обратить внимание на показатели, отраженные в методическом письме Министерства внутренних дел<sup><sup>[6]</sup></sup>.
При обращении семей, воспитывающих детей, в органы по труду, занятости и социальной защите и государственные учреждения социального обслуживания населения специалист, ведущий прием граждан, в ходе получения первичной информации о семье должен поинтересоваться взаимоотношениями между членами семьи; отношением членов семьи к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ; возможным наличием проблем в семье (например, отсутствие работы, материальные затруднения, психологическое или физическое насилие и др.).
При обследовании материально-бытового положения семей (при назначении государственной адресной социальной помощи) либо условий проживания и воспитания детей в семье (при выдаче удостоверения многодетной семьи) специалисты органов по труду, занятости и социальной защите, территориального центра социального обслуживания населения (далее - ТЦСОН) определяют основные проблемы и потребности семьи, в том числе выявляют несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации.
При анонимном обращении по телефону «горячей линии» о кризисной ситуации специалист ТЦСОН не только оказывает экстренную психологическую помощь, но и подробно информирует обратившегося об учреждениях и организациях, оказывающих помощь, в том числе о детском социальном приюте для несовершеннолетних.
После завершения беседы фиксирует информацию о телефонном обращении в журнал регистрации телефонных обращений.
РЕГИСТРАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ О ФАКТАХ СЕМЕЙНОГО
При выявлении несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации, работники субъектов профилактики семейного неблагополучия незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют об этом своего непосредственного руководителя.
Руководитель субъекта профилактики семейного
неблагополучия, иной организации после получения информации о семейном неблагополучии, обязан в течение 1 рабочего дня сообщить об этом в комиссию по делам несовершеннолетних (далее - КДН), орган опеки и попечительства, другие государственные организации, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей по месту нахождения детей.
Справочно.
Информация должна содержать фамилию, имя, отчество (если таковое имеется), дату рождения, адрес проживания (пребывания) несовершеннолетнего, сведения о его законных представителях, выявленные критерии и (или) показатели ситуации неблагополучия, в которой оказался несовершеннолетний, дату и источник выявления.
Сообщение за подписью руководителя (заместителя руководителя) регистрируется в журнале исходящих документов, его копия с датой и исходящим номером хранится в учреждении (организации).
В случае выявления употребления законными представителями несовершеннолетних алкогольных напитков, наркотических средств или токсических веществ, а также в случае подозрения наличия у них алкоголизма, наркомании, токсикомании или психического расстройства, руководитель организации здравоохранения организует
освидетельствование законных представителей, а в последующем и оказание медицинской помощи при наличии медицинских показаний, в установленном законодательством порядке, письменно информирует врача-нарколога-психиатра по месту проживания (пребывания) законных представителей несовершеннолетнего.
Сведения о передаче информации фиксируются в Журнале выявления и информирования о несовершеннолетних, находящихся в
п
социально опасном положении (далее - СОП), и их родителях . Управление (отдел) образования, спорта и туризма, осуществляющий функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее - управление (отдел) образования), ведет Журнал учета информации о несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации, полученной из государственных органов, иных организаций, от граждан, по форме согласно приложению 1 к настоящим методическим рекомендациям. Учет поступающей информации, своевременное ее рассмотрение и информирование о результатах рассмотрения обеспечивается должностным лицом, назначенным приказом начальника управления (отдела) образования.
Информация о несовершеннолетнем, оказавшемся в
неблагополучной ситуации, в течение 1 рабочего дня с момента ее поступления направляется управлением (отделом) образования в учреждение образования, в котором он обучается (воспитывается) или в социально-педагогический центр (далее - СПЦ) по месту проживания (нахождения) несовершеннолетнего. СПЦ осуществляет изучение положения несовершеннолетних в возрасте до трех лет либо несовершеннолетних, которые не посещают учреждения образования. Справочно.
В случае обучения (воспитания) несовершеннолетних из одной семьи в разных учреждениях образования, информация
направляется в каждое из них.
Обращаем внимание, что о выявлении признаков семейного неблагополучия в ходе изучения особенностей семейного воспитания воспитатель, классный руководитель, куратор (мастер производственного обучения) немедленно информирует администрацию учреждения образования, о чем в день информирования либо в ближайший рабочий день делается соответствующая запись в Журнале учета информации о несовершеннолетнем, оказавшемся в неблагополучной ситуации, полученной от педагогических работников, из управления (отдела) образования, государственных органов и иных организаций, от граждан (по форме согласно приложению 2 к настоящим методическим рекомендациям)<sup><sup>[7]</sup></sup>. Учет поступающей информации, своевременное ее рассмотрение и информирование о результатах рассмотрения обеспечивается должностным лицом, назначенным приказом руководителя учреждения образования.
К числу признаков, свидетельствующих о семейном неблагополучии, относятся состояние жилого помещения, представляющее опасность для жизни и здоровья ребенка (разбитые окна, вырванные розетки, провода и т.д.), отсутствие света, газа, отопления (отключены за неуплату), отсутствие у ребенка предметов первой необходимости, демонстрация жестокого, неконтролируемого, агрессивного поведения законным представителем (представителями) ребенка либо иными совершеннолетними лицами, совместно проживающими с семьей в жилом помещении и т.п.
Устранение субъективизма в процессе разграничения случаев трудной жизненной ситуации в семье и семейного неблагополучия, связанного с ненадлежащим выполнением законными представителями несовершеннолетних своих обязанностей, требует прежде всего глубокого изучения ситуации в семье, которое необходимо проводить с привлечением субъектов профилактики семейного неблагополучия.
Социальное расследование должно рассматриваться как целостный процесс, включающий в себя последовательную цепочку этапов работы от проверки информации о семейном неблагополучии до принятия соответствующего решения и разработки индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в СОП.
После получения информации о семейном неблагополучии руководителем учреждения образования в течение 1 рабочего дня издается приказ о персональном составе комиссии для обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего: член администрации учреждения образования, специалист социально-педагогической и психологической службы, воспитатель (классный руководитель, куратор, мастер производственного обучения), из числа которых назначается лицо, ответственное за подготовку обобщенной информации по итогам социального расследования (далее - комиссия). Приказом также устанавливается срок проведения социального расследования, дата проведения заседания Совета профилактики (педагогического совета). Подчеркиваем, что срок проведения социального расследования не должен превышать 14 дней после получения информации о семейном неблагополучии.
Комиссия с привлечением инспектора по делам несовершеннолетних, представителя учреждения здравоохранения, специалиста органа по труду, занятости и социальной защите, иных заинтересованных не позднее 3 рабочих дней с момента получения информации о семейном неблагополучии осуществляет обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. Подчеркиваем, что обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетних должно проводиться в присутствии их законных представителей.
В ходе посещения семьи комиссия, руководствуясь критериями и показателями СОП несовершеннолетнего, установленными законодательством<sup><sup>[8]</sup></sup><sup><sup>[9]</sup></sup>, составляет акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего , который подписывают все представители субъектов профилактики семейного неблагополучия, посетившие семью, а впоследствии утверждает руководитель учреждения образования (далее - акт обследования).
Справочно.
Акт обследования заполняется непосредственно в ходе посещения семьи от руки; законные представители знакомятся с
выводами комиссии под подпись. В случае отказа законных представителей подписать акт, об этом делается отметка в акте обследования. Акт обследования должен содержать заключение об условиях воспитания и содержания детей (ребенка), в котором объективно отражена ситуация в семье на момент посещения. При наличии в семье нескольких несовершеннолетних составляется один акт, копия которого направляется в каждое из учреждений, в котором они обучаются (воспитываются).
Обращаем внимание, что в случае проведения социального расследования в отношении семьи, в которой дети посещают различные учреждения образования, заседание Совета профилактики (педагогического совета) для принятия решения о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП (либо иного решения) должно быть совместным. В целях снижения документооборота руководителям учреждений образования необходимо также взаимодействовать друг с другом, распределять между собой направление запросов в ОВД, учреждения здравоохранения, расчетно-справочные центры, по месту работы законных представителей и иным заинтересованным (например, распределять поручения по подготовке запросов между учреждениями образования с последующим обменом полученной информацией).
При проведении социального расследования могут использоваться следующие формы и методы сбора информации о детях и их законных представителях:
беседы (с законными представителями детей, иными лицами, проживающими совместно с детьми; с детьми, с братьями и сестрами детей, родственниками, друзьями и соседями семьи, др.);
психологическая диагностика несовершеннолетних и их законных представителей, направленная на выявление детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания;
анализ информации, поступившей от субъектов профилактики семейного неблагополучия;
анализ информации, поступившей с места работы законных представителей несовершеннолетних;
изучение особенностей поведения несовершеннолетнего в учреждении образования (на уроках, во внеучебной деятельности);
анализ успеваемости несовершеннолетнего, отношения к учебе, анализ результатов контроля за посещением несовершеннолетним учебных занятий;
анализ информации о взаимодействии воспитателя (классного руководителя, куратора, мастера производственного обучения), иных педагогических работников с законными представителями несовершеннолетнего по вопросам воспитания и обучения ребенка.
По итогам социального расследования готовится
обобщенная информация по примерной форме согласно приложению 4 к настоящим методическим рекомендациям.
Приложение 4
к Методическим
рекомендациям по
межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации
Форма
ОБОБЩЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ
по результатам социального расследования
Информация, на основании которой начато социальное расследование в отношении несовершеннолетнего, оказавшегося в неблагополучной ситуации
Комиссией в составе________________________________________
____ (дата)_ посещена семья несовершеннолетнего
(несовершеннолетних). В ходе посещения сделаны следующие выводы и мотивированное заключение с указанием целесообразной помощи несовершеннолетнему
(несовершеннолетним):___________________________________________
На основании информации, полученной от субъектов профилактики семейного неблагополучия, иных заинтересованных,
установлено:____________________________________________________
На основании информации, полученной от ближайшего окружения семьи, установлено:____________________________________________________
На основании информации, предоставленной педагогическими работниками учреждений образования, в которых воспитываются (обучаются) несовершеннолетние, установлено:_________________________________
По результатам психологической диагностики установлено:
Приложение: на л. в 1 экз. (прикладываются все поступившие
материалы)
Дата, подпись ответственного за подготовку обобщающей
информации (согласно приказу руководителя учреждения образования)
УТВЕРЖДАЮ
Начальник отдела образования
Светлогорского райисполкома
_______________ Ж.В. Черкас
«30» января 2019 г.
АЛГОРИТМ
для специалистов учреждений образования
по организации работы признания детей находящимися в социально опасном положении
Субъекты профилактики,
принимающие участие в выявлении СОП, проведении социального расследования, реализации мероприятий
- местные исполнительные и распорядительные органы;
- КДН;
- отдел образования (учреждения образования);
- ЦРБ;
- УТЗСЗ (ТЦСОН);
- ОВД;
- РОЧС;
- службы жилищно-коммунального хозяйства.
Алгоритм информирования о семейном неблагополучии
Алгоритм действия учреждений образования при получении сообщения о семейном неблагополучии, сопровождении семей СОП
1. В течение 1 дня издается приказ о проведении социального расследования (состав комиссии, срок проведения не более 15 рабочих дней, порядок и срок обследования условий жизни и воспитания ребенка, дата проведения заседания совета профилактики).
2. Направляются письменные уведомления в организации (субъекты профилактики) для привлечения в проведении социального расследования.
3. Проводится комиссионное обследование условий жизни и воспитания ребенка не позднее 3 рабочих дней.
4. Составляется акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних (с указанием наличия/отсутствия причин СОП), подписывают акт члены межведомственной комиссии, родители.
5. Государственными органами формируются предложения о мероприятиях, которые будут реализовываться с семьей. Направляются в учреждения образования.
6. При завершении социального расследования готовятся обобщенная информация и предложения о мероприятиях.
7. Результаты социального расследования рассматриваются на заседании совета профилактики. Принимается решение:
- обратиться в координационный совет для принятия решения о признании ребенка находящимся в СОП;
- рекомендовать родителям в течение 3-х дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством.
8. Если на совете профилактики приняли решение об обращении родителей за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации, необходимо направить выписку из заседания совета профилактики в течение 1 дня в организацию, где им могут оказать помощь.
Подготовить информацию в Совет ОПОП для рассмотрения ситуации в семье, принятия мер общественного воздействия в отношении родителей, в срок не более 14 рабочих дней..
9. В случае выявления критериев СОП, в течение 3-х дней направить на бумажном и электронном носителе в СПЦ (для координационного совета) документы:
- выписка из решения совета профилактики;
- акт обследования условий жизни и воспитания ребенка;
- обобщенная информация по результатам социального расследования;
- предложения о мероприятиях.
10. Вручить законным представителям приглашения (уведомить письменно о дате и времени проведения заседания координационного совета) и обеспечить их явку на заседание координационного совета (если родители не являются на координационный совет, то решение о признании в СОП не принимается, рассмотрение переносится на следующее заседание).
11. Не реже 1 раза в квартал готовить информацию, в пределах своей компетенции, об исполнении решения координационного совета о признании ребенка в СОП для рассмотрения на координационном совете. Направлять информацию на бумажном и электронном носителе в СПЦ (для координационного совета).
12. При отрицательной динамике развития ситуации в семье готовить пакет документов в КДН для признания ребенка нуждающимся в государственной защите, в том числе и проект плана защиты прав и законных интересов ребенка (согласно Приложению 2, Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2018 № 961 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь»).
13. При изменении места жительства детей, категории СОП учреждение образования письменно в течение 3-х дней информирует координационный совет по новому месту жительства семьи и направляет решение о признании ребенка находящимся в СОП и мероприятия.
ОБРАЗЕЦ
Исх. № 00 от 00.00.2019г.
Председателю
координационного совета
Светлогорского райисполкома
Петровскому К.В.
Администрация ГУО «СШ №0 г.Светлогорска» направляет в Ваш адрес материалы социального расследования в отношении семьи (ФИО), проживающей по адресу: (указать адрес проживания), имеющей на воспитании несовершеннолетних детей (ФИО, дата рождения).
По результатам социального расследования установлено: (указывать критерии социально опасного положения).
На основании вышеизложенного, просим рассмотреть вопрос о признании несовершеннолетних (ФИО детей) находящимися в социально опасном положении.
Приложение:
- Обобщенная информация по результатам социального расследования
(копия);
- Акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (копия);
- Акт смотровой комиссии (копия);
- Информация (сигнал) о ситуации в семье, поступившая в учреждение
- Выписка из протокола заседания совета профилактики;
- Предложения о мероприятиях.
Руководитель учреждения __________ __________________ подпись инициалы, фамилия
Исполнитель, номер телефона
Приложение 2
АДДЗЕЛ АДУКАЦЫI, СВЕТЛАГОРСКАГА РАЁННАГА ВЫКАНАУЧАГА КАМIТЭТА Дзяржаўная ўстанова адукацыі «Сацыяльна-педагагічны цэнтр Светлагорскагараёна» вул.Iнтэрнацыянальная, д. 14, 247434, г. Светлагорск, Гомельская вобл., Рэспублiка Беларусь Тэл.факс: (02342) 5-35-69 |
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, СВЕТЛОГОРСКОГО РАЙОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА Государственное учреждение образования «Социально – педагогический центр Светлогорского района» ул. Интернациональная, д. 14, 247434 г. Светлогорск, Гомельская обл., Республика Беларусь Тел.факс: (02342) 5-35-69 |
г. Светлагорск г. Светлогорск
ЗАГАД ПРИКАЗ
01.01.2019 № 1
г.Светлогорска
О проведении социального
расследования
На основании информации (от кого, с указанием причины) в отношении несовершеннолетних (Ф.И.О., возраст), проживающих по адресу (указываем полностью адрес проживания)
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.Создать комиссию для проведения социального расследования в следующем составе: заместителя директора по воспитательной работе (ФИО), педагога социального (Ф.И.О.), педагога-психолога (Ф.И.О.)
2.Назначить ответственным за заполнение обобщенной информации по результатам проведения социального расследования педагога социального (Ф.И.О.)
3.Провести социальное расследование до (указать конкретный срок, не превышающий 15 рабочих дней).
4. Рассмотреть результаты социального расследования на заседании совета профилактики ( при необходимости на внеплановом заседании совета профилактики)
5. Контроль за исполнением данного приказа возложить на (Ф.И.О.), заместителя директора по воспитательной работе.
Директор ФИО
Ознакомлены
Приложение 3
ПАМЯТКА
для использования в работе
1.Обобщенная информация по результатам социального расследования, оформляется согласно «Методическим рекомендациям по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации от 14.12.2017 г., (Приложение 4);
2. Акт обследования условий жизни и воспитания ребенка в настоящее время используем старого образца (до получения дополнительных рекомендаций);
3. Важно: не допускать нарушения подачи срока материалов в координационный совет – не более 3 дней после заседания совета профилактики;
4. Материалы для рассмотрения на координационном совете направлять в адрес социально-педагогического центра, педагогу социальному Клименок Екатерине Валерьевне (тел. рабочий 9 35 21; моб.телефон: 8029 1509224).
Приложение к протоколу
заседания районного
координационного совета
19.02.2019 № 1
Примерный перечень мероприятий
субъектов профилактики с семьями
по выведению из социально опасного положения
ОВД Светлогорского райисполкома
- Консультирование родителей об ответственности за воспитание детей в соответствие с действующим законодательством Республики Беларусь.
- Организация профилактической работы с родителями сотрудниками РОВД с целью недопущения асоциального поведения.
- Ознакомление с нормативными документами, регламентирующими воспитание несовершеннолетних.
- Контроль за организацией оформления паспорта несовершеннолетнему.
- Организация профилактических бесед инспектора ИДН;
- Организация профилактических мероприятий с детьми (ИДН);
- Осуществление профилактического контроля за несовершеннолетними по месту жительства в вечернее время и выходные дни (ИДН);
РОЧС Светлогорского райисполкома
- Контроль над обеспечением безопасных условий проживания по месту жительства несовершеннолетних.
УЗ «Светлогорская ЦРБ»
1. Консультация для родителей по вопросу осуществления медицинских осмотров узкими специалистами (при наличии заболеваний: ЛОР, окулист, хирург, и т.д.);
2. Оздоровление несовершеннолетних в санаториях – профилакториях Республики Беларусь, летних оздоровительных лагерях.
3.Посещение несовершеннолетних медицинскими работника на дому (в зависимости от возраста).
4.Консультации по организации рационального питания, режима дня, профилактических мероприятий с учетом возраста ребенка.
5.Осуществление профилактических осмотров на педикулез, чесотку и другие кожные заболевания (ежемесячно).
6. Обследование на наличие синяков, ссадин (ежедневно, если в дошкольном учреждении)
7. Информационно-профилактические беседы с родителями
8. Проведение мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребенка (проведение профпрививок, наблюдение за соблюдением режима дня, регулярный осмотр).
9. Консультирование несовершеннолетних и родителей по профилактике детского травматизма, мерах по его предотвращению.
10. Информирование учреждений образования о результатах патронажа на дому (несовершеннолетних в возрасте до 3-х лет, находящихся в социально опасном положении).
УЗ «Светлогорский психо-наркологический диспансер»
1.Первичная консультация несовершеннолетнего врача-нарколога (при ст.17.3 КоАП).
2. Консультации родителям о вреде курения, алкоголизма.
3. Организация обследования родителей у врача-нарколога на предмет алкогольной и наркотической зависимости.
4. Направление родителей в отделение реабилитации учреждение «Гомельский областной наркологический диспансер» для прохождения курса лечения от зависимости (с их согласия).
5. Оказание психологической помощи родителям и несовершеннолетним (с их согласия).
Управление по труду занятости, социальной защите Светлогорского райисполкома
- Оказание содействия в трудоустройстве родителям, обратившимся в «Управление по труду занятости, социальной защите».
- Оформление государственной адресной социальной помощи.
- Консультация для родителя: оказание помощи в оформлении пенсии по случаю потери кормильца (при необходимости).
4. Консультация повопросуполучениядетскогопитания для ребенкадо 2-х лет;
Светлогорский территориальный центр социального обслуживания населения
- Оказание помощи в виде одежды б/у из салона «Милосердия», для лиц оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
- Оказать психологическую помощь семье по налаживанию межличностных отношений.
- Оказание консультативной помощи по вопросу оформления статуса многодетной семьи.
Председатель смотровых комиссий (председатели с/с; начальник ЖЭУ-1; начальник ЖЭУ – 2; начальник ЖЭУ - 3)
- Обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетних в рамках работы смотровой комиссии. Предоставление копии акта в учреждение.
АДДЗЕЛ АДУКАЦЫI, СВЕТЛАГОРСКАГА РАЁННАГА ВЫКАНАУЧАГА КАМIТЭТА Дзяржаўная ўстанова адукацыі «Сацыяльна-педагагічны цэнтр Светлагорскага раёна» вул.Iнтэрнацыянальная, д. 14, 247434, г. Светлагорск, Гомельская вобл., Рэспублiка Беларусь Тэл.факс: (02342) 5-35-69 |
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, СВЕТЛОГОРСКОГО РАЙОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА Государственное учреждение образования «Социально – педагогический центр Светлогорского района» ул. Интернациональная, д. 14, 247434 г. Светлогорск, Гомельская обл., Республика Беларусь Тел.факс: (02342) 5-35-69 |
Исх. № 7 ад 05.01.16г.
Учреждениям образования
для использования в работе
Алгоритм социально-педагогической работы по созданию и сопровождению приемных семей, детских домов семейного типа в отделе образования Светлогорского райисполкома.
1.Отдел образования Светлогорского райисполкома осуществляет учет кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели по месту жительства.
2.Отдел образования Светлогорского райисполкома с учетом сведений о детях, подлежащих семейному устройству, выдает направление кандидату на посещение детей с целью знакомства с ними. Кандидат знакомится с детьми.
3.ГУО «Социально-педагогический центр Светлогорского района», ответственные за подготовку детей/ребенка к помещению в семью, предоставляют кандидату для ознакомления всю имеющуюся информацию о детях, организует знакомство кандидата с ребенком/детьми. Дальнейшие посещения детей осуществляется с учетом пожеланий (намерений) кандидата в удобном для детей, для кандидатов регламенте. При ознакомлении кандидата с информацией о ребенке особое внимание уделяется совместной разрланов защиты, с целью обсуждения первоочередных мер по удовлетворению потребностей ребенка с учетом перспективы его семейного устройства.
4. С целью всестороннего знакомства кандидата с ребенком, подлежащим устройству в семью, кандидат может ходатайствовать перед отделом образования Светлогорского райисполкома, о выдаче разрешения на приглашение воспитанников детского социального приюта на выходные, праздничные, каникулярные дни в свою семью.
5. После принятия решения о создании приемной семьи, ДДСТ и заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, ДДСТ, отдел образования Светлогорского райисполкома заключает с приемным родителем, родителем-воспитателем трудовой договор.
6.Срок действия трудового договора о передаче воспитанников в приемную семью, ДДСТ рассчитывается исходя из потребностей воспитанников в семейной заботе и с учетом особенностей их правового статуса.
7.Трудовой договор с приемным родителем, родителем-воспитателем заключается на срок, предусмотренный в договоре о передаче ребенка/детей на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа.
8. Приемный родитель, родитель-воспитатель получает от отдела образования документы ты на детей, переданных в семью.
9.Сопровождение приемных семей, ДДСТ предполагает комплекс мер по оказанию помощи и поддержке в решении вопросов жизнедеятельности семей и детей. Одновременно, в ходе сопровождения приемных семей и ДДСТ следует формировать необходимые компетенции приемных родителей, родителей-воспитателей, для удовлетворения основных потребностей воспитанников, понимания их проблем и умений оказывать детям необходимую помощь.
Сопровождение замещающих семей
осуществляется по следующим направлениям:
1.Организация помощи в защите прав воспитанников:
-работа по укреплению контактной сети воспитанников, помощь в организации контактов воспитанников с родственниками, в том числе с родителями, лишенными родительских прав;
-защита жилищных и имущественных прав детей, в том числе в случае нахождения имущества ребенка за пределами административной единицы (ст.155 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье);
-социальное расследование случаев, связанных с нарушением прав воспитанников приемных семей, ДДСТ;
-организация работы по усыновлению воспитанников приемных семей, ДДСТ, передаче воспитанников под опеку/попечительство родственников;
-работа по оздоровлению воспитанников приемных семей, ДДСТ;-
-комплексное сопровождение выпускников приемных семей, ДДСТ.
2. Реализация прав и обязанностей приемными родителями, родителями-воспитателями.
-организация отпускной кампании приемных родителей, родителей-воспитателей;
-работа по повышению квалификации приемных родителей, родителей-воспитателей;
-участие приемных родителей, родителей-воспитателей в профсоюзном движении;
3. Психолого-педагогическое сопровождение приемных семей, детских домов семейного типа:
-привлечение приемных семей, ДДСТ к внутришкольной и районной методической работе, деятельности родительской общественности, что основано на периодической (ежегодной) оценке компетенций приемных семей, ДДСТ и планировании работы с ними на следующий год;
-работа по повышению квалификации приемных родителей, родителей-воспитателей;
-позиционирование вклада приемных семей, ДДСТ в решении проблемы деинституализации детей, оставшихся без попечения родителей- через освещение их деятельности в СМИ.
- психолого-педагогическая помощь в организации связей и контактов с родственниками воспитанников приемных семей, ДДСТ;
-организация помощи при проведении коррекционной работы с воспитанниками (помощь в обучении, профилактика девиантного и делинквентного поведения воспитанников),
4. Мониторинг положения детей в приемных семьях, ДДСТ.
Методы и приемы получения информации
о проблемах жизнедеятельности приемных семей, ДДСТ.
- посещение семей, беседы с членами семьи, воспитанниками. Посещение учреждений образования, в которых обучаются/воспитываются дети из приемных семей, ДДСТ.
-телефонные контакты с приемными родителями, родителями-воспитателями, их воспитанниками, специалистами учреждений образования, медицинских учреждений, работниками правоохранительной системы.
-анализ сведений участкового, инспектора ИДН – семейном микроклимате, наличии/отсутствия проблем в поведении детей из приемных семей, ДДСТ.
-изучение школьной и иной документации воспитанников приемных семей, ДДСТ.
-данные психодиагностических обследований воспитанников семей.
Методы и приемы разрешения проблем
в жизнедеятельности приемных семей, ДДСТ.
-организация социального расследования проблемного случая;
-психолого-педагогический консилиум;
-рассмотрение проблемных случаев на заседании МО приемных родителей, родителей-воспитателей, в КДН.
-привлечение к решению проблемного случая эффективно работающих приемных родителей, родителей-воспитателей в качестве советников, консультантов, супервизоров.
Результаты контроля за положением дел в приемной семье, ДДСТ, за выполнением должностных обязанностей, сведения о совместной работе (исходя из планов развития приемной семьи, ДДСТ), а так же о мерах, предпринятых учреждением образования, СПЦ по оказанию социальной, педагогической, психологической, помощи, обязательно представляются приемным родителям, родителям-воспитателям для приобщения к рабочей документации, а так же накапливаются в учреждениях образования, СПЦ, отделе образования.
10. Все вопросы, возникающие в ходе сопровождения приемной семьи,ДДСТ незамедлительно решаются путем обсуждения на консилимуах и взаимных консультациях в духе партнерства и доверия и доверия между приемными родителями, родителями-воспитателями, СПЦ, учреждением образования, отделом образования. Необходимость участия в консилиумах и консультациях воспитанников приемных семей, ДДСТ, а также их родственники рассматриваются в каждом конкретном случае с точки зрения психолого-педагогической целесообразности.
11.Сопровождение приемной семьи, ДДСТ осуществляется до выпуска последнего воспитанника.
Директор СПЦ В.Б.Ковальчук