Преимущества семейных форм устройства сегодня никто не подвергает сомнению. Только там, где реализуется модель «мама, папа и дети», можно рассчитывать на здоровое поколение. Поэтому в Беларуси сегодня интернатные учреждения для детей-сирот можно пересчитать по пальцам, да и те в планах на закрытие.
Кто может стать приемным родителем, родителем-воспитателем ДДСТ.
Приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:
лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка);
лиц, лишенных родительских прав;
бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;
лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
лиц, имеющих судимость, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;
лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;
лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью или не имеющих права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
На должности приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа назначаются лица, освоившие соответствующие образовательные программы обучающих курсов дополнительного образования взрослых. Подбор приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа осуществляется органами опеки и попечительства.
Приветствуется наличие у кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели педагогического, психологического, медицинского образования, а так же положительного опыта воспитания и социализации родных и усыновленных детей. Важно, чтобы кандидат был настроен на саморазвитие, повышение профессионального уровня и родительской компетенции.
Приемными родителями, родителями воспитателями не могут быть близкие родственники детей – братья, сестры, дед, бабка, а родителем-воспитателем не могут стать граждане моложе 25 лет.
Какие документы о ребенке получает родитель-воспитатель?
На каждого ребенка, передаваемого в детский дом семейного типа, орган опеки и попечительства или опекун (попечитель) передают родителям-воспитателям следующие документы: свидетельство о рождении ребенка;медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка; документы об обучении (для детей школьного возраста); документы о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справку органа внутренних дел о розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей); сведения о наличии и местонахождении братьев и сестер; опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения об опекунах над имуществом; документ, подтверждающий наличие у несовершеннолетнего жилого помещения либо свидетельствующий о занимаемом им жилом помещении; документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банке.
При передаче на воспитание в детский дом семейного типа ребенка-инвалида или ребенка, родители которого умерли (признаны в судебном порядке умершими, безвестно отсутствующими), родителям-воспитателям одновременно передается пенсионное удостоверение и разъясняется порядок обращения по вопросу выплаты пенсии в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения детского дома. Если пенсия по инвалидности либо по случаю потери кормильца не была назначена, то родителям-воспитателям передаются имеющиеся документы, подтверждающие право на пенсию (документы о стаже работы и заработке родителей, заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии об установлении ребенку инвалидности и т.п.) и разъясняется порядок обращения в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите с заявлением о назначении пенсии. Указанные в настоящем пункте документы передаются непосредственно родителям-воспитателям не позднее 2-недельного срока после принятия решения органа опеки и попечительства о передаче ребенка (детей) на воспитание в детский дом семейного типа. При выпуске воспитанника из детского дома семейного типа ему либо его законному представителю по акту передаются все документы, указанные в данном пункте.
ПАМЯТКА
для родителей-воспитателей ДДСТ
Как найти пути к бесконфликтной дисциплине ребенка?
Правило первое
Ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Нельзя полностью идти на поводу у ребенка. Это попустительский стиль воспитания.
Правило второе
Ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от воспитания в духе «закручивания гаек», то есть авторитарного стиля.
Правило третье
Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Например, родителям часто досаждает «чрезмерная» активность детей: почему им надо так много бегать, прыгать, шумно играть, лазать по деревьям, бросать камни, рисовать на чем попало, все хватать, открывать, разбирать технику. Ответ прост: все это и многое другое – проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении, познании, упражнении. Им гораздо больше чем нам, взрослым, нужно двигаться, исследовать предметы, пробовать свои силы. Нужно только направить течение в удобное и безопасное русло.
Правило четвертое
Ограничения, требования, запреты должны быть согласованы взрослыми между собой.
Даже если один родитель не согласен с требованием другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом, уже без ребенка, обсудить разногласие и попытаться прийти к общему мнению. Не менее важна последовательность в соблюдении правил.
Стоит помнить, что дети постоянно испытывают наши требования на «прочность» и принимают, как правило, только то, что не поддается расшатыванию. В противном же случае приучаются настаивать, ныть, вымогать.
Правило пятое
Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. Объяснение должно быть коротким, и повторяться один раз.
Правило шестое
Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей
Первая – борьба за внимание
Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушанием.
Вторая – борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки
Знаменитое требование «я сам» двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Если с ребенком общаются в форме указаний, приказов, частой критики, замечаний и опасений, то ребенок начинает восставать. Смысл такого поведения ребенка – отстоять право самому решать свои дела, и вообще, показать, что он личность.
Третья - желание отомстить
Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины могут быть очень разные: взрослый более внимателен к младшему, сделал резкое замечание, не выполнил данное ранее обещание, несправедливо наказал. Смысл «плохого поведения» в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!»
Четвертая – потеря веры в собственный успех
Такое поведение связано с низкой самооценкой ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это – в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно», «И пусть плохой!», «И буду плохой!».
Почему же дети так «неразумны» и «непослушны»?
Да потому, что не знают, как это сделать иначе! И поэтому всякое серьезное нарушение поведения ребенка – это сигнал о помощи.
Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите мне!»
Детский дом семейного типа – семья, принявшая на воспитание от пяти до десяти детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей (далее – воспитанники), в рамках которой супруги или отдельные граждане выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора
Какие документы необходимы для создания детского дома семейного типа?
Лица, желающие создать детский дом семейного типа (далее – кандидаты в родители-воспитатели), подают в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы:
- заявление;
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в родители-воспитатели;
- свидетельство о заключении брака – в случае, если кандидат в родители-воспитатели состоит в браке;
- медицинская справка о состоянии здоровья кандидата в родители-воспитатели;
- диплом или иной документ об образовании и профессиональной подготовке;
- письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в родители-воспитатели, проживающих совместно с ним;
- сведения о доходе за предшествующий образованию детского дома семейного типа год.
В течение 5 дней со дня подачи заявления с просьбой о создании детского дома семейного типа отдел образования, спорта и туризма истребует из соответствующих органов и организаций следующие документы и (или) сведения: справку о месте работы, службы и занимаемой должности кандидата в родители-воспитатели; справку о размере заработной платы за предшествующий созданию детского дома семейного типа год; сведения об отсутствии (наличии) судимости у кандидатов в родители-воспитатели; сведения о том, лишались ли кандидаты в родители-воспитатели родительских прав, были ли ограничены в родительских правах, было ли ранее в отношении них отменено усыновление, признавались ли недееспособными или ограниченно дееспособными; сведения о том, признавались ли дети кандидатов в родители-воспитатели нуждающимися в государственной защите, отстранялись ли от обязанностей опекунов, попечителей за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.
Какие документы о ребенке получает родитель-воспитатель?
На каждого ребенка, передаваемого в детский дом семейного типа, орган опеки и попечительства или опекун (попечитель) передают родителям-воспитателям следующие документы: свидетельство о рождении ребенка;медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка; документы об обучении (для детей школьного возраста); документы о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справку органа внутренних дел о розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей); сведения о наличии и местонахождении братьев и сестер; опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения об опекунах над имуществом; документ, подтверждающий наличие у несовершеннолетнего жилого помещения либо свидетельствующий о занимаемом им жилом помещении; документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банке.
При передаче на воспитание в детский дом семейного типа ребенка-инвалида или ребенка, родители которого умерли (признаны в судебном порядке умершими, безвестно отсутствующими), родителям-воспитателям одновременно передается пенсионное удостоверение и разъясняется порядок обращения по вопросу выплаты пенсии в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения детского дома. Если пенсия по инвалидности либо по случаю потери кормильца не была назначена, то родителям-воспитателям передаются имеющиеся документы, подтверждающие право на пенсию (документы о стаже работы и заработке родителей, заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии об установлении ребенку инвалидности и т.п.) и разъясняется порядок обращения в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите с заявлением о назначении пенсии. Указанные в настоящем пункте документы передаются непосредственно родителям-воспитателям не позднее 2-недельного срока после принятия решения органа опеки и попечительства о передаче ребенка (детей) на воспитание в детский дом семейного типа. При выпуске воспитанника из детского дома семейного типа ему либо его законному представителю по акту передаются все документы, указанные в данном пункте.
Как проходит процесс общения детей с их родителями?
Общение воспитанников детского дома семейного типа с родителями, лишенными родительских прав, и родственниками осуществляется на основании разрешения управления (отдела) образования по месту нахождения детского дома семейного типа, согласованного с родителями-воспитателями, в котором указывается время, место и продолжительность общения.
В отделе образования, спорта и туризма Светлогоского райисполкома функционирует 3 детских дома семейного типа: семей Жарликовых, Пищало, Митрахович.