Приемная семья является одной из форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Приемная семья образуется на основании решения администрации о создании приемной семьи, а также договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора, заключаемых отделом по образованию, спорту и туризму.
Если ребенок, потерявший семью, НЕ МАЛЕНЬКИЙ, У НЕГО НЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ В ЕГО СУДЬБЕ РОДСТВЕННИКОВ, при этом он ИМЕЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ ЖИЗНИ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙНЫХ УСЛОВИЯХ??? Неужели для такого ребенка единственным выходом и спасением от семейного неблагополучия является детский дом или школа-интернат?
НЕТ. У такого ребенка тоже есть право на воспитание в семье. Такого ребенка можно принять в приемную семью.
Приемный родитель – это достойная работа, которая не обязывает и не заставляет человека подменять собой маму и папу ребенка. Уважать взрослого, воспитывающего ребенка, можно не только за то, что этот взрослый «мама» или «папа». Уважать такого человека нужно за тяжелый труд по уходу, взращиванию, воспитанию, за бессонные ночи, за тревогу и переживания о будущем чужого /неродного ребенка. Каждый взрослый, отдающий частицу своей души, свое время, делящий с неродным ребенком место в своей семье, кров и стол, - уже достоин уважения и преклонения. Потому что когда ребенку нужна была семья и рядом никого не было, - этот взрослый сказал: «Ты не очень маленький, ты уже знаешь темные стороны жизни, ты не очень старательно учишься, иногда ленишься и не слушаешься. У тебя нет семьи. А у меня семья есть. Приходи, я поделюсь с тобой местом в моей семье. Я помогу тебе понять, что такое настоящая семья. Потому что я знаю: в мире всё основано на законах сохранения заботы. Если о ребенке в детстве заботились – значит, этот ребенок с возрастом также сумеет о ком-то (или о себе) позаботиться; если за ребенка волновались и переживали – повзрослев, ребенок также будет переживать за близких людей. Если ребенка уважали – в будущем он также будет относиться к людям с уважением».
"Приемная" и "семья"
Приемная семья – сравнительно новая для Беларуси форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Первые упоминания о ней в законодательстве появились в 1999 году с принятием Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.
Расширение перечня используемых форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, за счет такой формы, как приемная семья, является подтверждением еще большей заботы о детях со стороны государства. Да, ребенок должен жить в родной семье. Это истина, не требующая доказательств. Но что делать, если с родной семьей ребенку не повезло? Если родная семья не справляется с обязанностями по воспитанию ребенка, если родители игнорируют свои права на воспитание детей? Ребенка в подобных случаях следует вывести из родной неблагополучной семьи, иначе пребывание в асоциальных условиях не преминут сказаться на настоящем и будущем ребенка самым негативным образом...
Воспитание детей признано в нашей стране общественно полезным трудом. Воспитание детей с особенной судьбой на условиях создания приемной семьи – это ответственная и серьезная работа для тех, кто знает, что такое ежедневный труд по воспитанию детей, для тех, кто понимает, что не обязательно становиться родным для чужого ребенка, чтобы помочь такому ребенку в жизни. Можно быть НЕ РОДНЫМ, но БЛИЗКИМ такому ребенку. Можно по-доброму, честно и искренне относиться к ребенку. Ребенку очень важно получить опыт жизни в достойной семье. Это важно для того, чтобы в будущем не ошибиться и не повторить ошибок своих родителей.
Приемный родитель – это достойная работа, которая не обязывает и не заставляет человека подменять собой маму и папу ребенка. Уважать взрослого, воспитывающего ребенка, можно не только за то, что этот взрослый «мама» или «папа». Уважать такого человека нужно за тяжелый труд по уходу, взращиванию, воспитанию, за бессонные ночи, за тревогу и переживания о будущем чужого /неродного ребенка. Каждый взрослый, отдающий частицу своей души, свое время, делящий с неродным ребенком место в своей семье, кров и стол, - уже достоин уважения и преклонения. Потому что когда ребенку нужна была семья и рядом никого не было, - этот взрослый сказал: «Ты не очень маленький, ты уже знаешь темные стороны жизни, ты не очень старательно учишься, иногда ленишься и не слушаешься. У тебя нет семьи. А у меня семья есть. Приходи, я поделюсь с тобой местом в моей семье. Я помогу тебе понять, что такое настоящая семья. Потому что я знаю: в мире всё основано на законах сохранения заботы. Если о ребенке в детстве заботились – значит, этот ребенок с возрастом также сумеет о ком-то (или о себе) позаботиться; если за ребенка волновались и переживали – повзрослев, ребенок также будет переживать за близких людей. Если ребенка уважали – в будущем он также будет относиться к людям с уважением».
Рекомендации по воспитанию приемных детей:
- Очень важно сразу же установить принятые в семье «правила игры». Например: «у нас в доме не кричат, не ругаются», «говорят «спасибо» и «пожалуйста», если что-то просят, без спросу ничего не берут, заботятся друг о друге и т.п.
- Акцентируйте внимание на каких-то особо примечательных для вашей семьи ценностях, чтобы потом вдруг не оказалось, что разбита любимая ваза, оставшаяся от прабабушки. Расскажите ребенку об этой вазе ненароком, о ценности ее для вашей семейной истории, «включите» его, таким образом, в свою семью, дайте ему тем самым понять, что вы его не считаете чужим и доверяете ему семейные «секреты» и традиции.
- Не ленитесь повторять – убери носки, сложи аккуратно свою одежду, помой руки и т.д. и т.п. У многих детей и таких элементарных навыков нет.
- Ребенка можно вовлекать в дела семьи, особенно если он сам изъявляет желание, не говорить, что тебе это рано или ты этого не сумеешь сделать. Пусть попробует, а в случае затруднений поддержать его, помочь справиться с трудностями. Очень хорошо сразу договориться о каких-то мелких обязанностях по дому, которые возлагаются на ребенка («у нас в семье у каждого есть обязанности!»).
Но при этом многому детей надо учить – и стирать (часто они вещи просто сдают на прачечную), и зашивать, и гвозди забивать (для этого в учреждении имеются плотник и др. персонал).
Делаете что-то по дому – привлекайте его ко всему: готовите обед – пусть он что-то поднесет, порежет, убираетесь в квартире – пусть протрет пыль на полочках и т.д. Не следует принуждать или заставлять обязательно сделать что-то. Новым навыкам надо обучать маленькими порциями, ежедневно напоминать о том, что нужно сделать.
Дети себя неслучайно так ведут. У ребенка уже нет привычных границ и правил поведения, они исчезли, а о новых ему еще не рассказали, и он пытается понять, как будет окружение, в которое он попал, реагировать на его самые разные поведенческие реакции. Это совершенно естественный процесс, это надо понимать. В этот период очень ярко проявляются особенности характера ребенка. Кто-то из детей замыкается в себе, а кто-то демонстрирует весь свой темперамент. Начинает прыгать, бегать, кричать. Некоторые говорят о том, что это повышенная агрессивность, гиперактивность это оттого, что ребенок почуял свободу.
Поведение и эмоции, которые может проявлять ребенок, воспитывающийся в учреждении для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и как вам грамотно вести себя в таких случаях.
- Ребенок чрезмерно возбужден.
Причины. В школе-интернате каждый день почти не отличается от другого. Все, что происходит, организовано по расписанию и ежедневному режиму. Ребенок ежедневно видит одних и тех же детей и взрослых, совершает одни и те же привычные действия. Все происходит под контролем воспитателей. Попав в семью, он видит совершенно другую жизнь, которая насыщена новыми, яркими впечатлениями. Это совершенно новые запахи, цвета, непривычные тактильные, звуковые и сенсорные ощущения. Все органы чувств ребенка получают своеобразную перегрузку. Ребенок начинает вести себя немного неадекватно, порой несоответственно возрасту. Он становится чрезмерно активным и возбужденным, много говорит. Может быть и наоборот: ребенок кажется подавленным и угнетенным, действия его замедленные.
Постарайтесь установить режим дня (время принятия пищи, сон, дневной отдых, утренний подъем и т.п.) в первые дни пребывания ребенка в семье, наиболее приближенный к тому, который существует в школе-интернате.
2. Ребенок проявляет жадность.
Эффект «рога изобилия». Представьте себе чувства ребенка, когда из дома, где все общее и ничего нет своего, он попадает в атмосферу семьи, где у каждого есть свои вещи, что еду можно брать из холодильника, когда проголодаешься. И одновременно осознавать, что это есть только сегодня, а завтра его не может быть, что это временно. Естественно хочется наесться впрок, собрать, спрятать про запас. Если вы в первый день как гостеприимные хозяева разрешите брать все, что хочется и есть сколько угодно в любое время, то он будет это делать всегда. А вы рискуете достаточно быстро закипеть от возмущения то того, что он просит все больше и больше. Многие дети поначалу переедают, поэтому необходимо устанавливать некоторые ограничения. Можно, например, поставить тарелку с фруктами, разрешить съесть все, но предупредить, что как только они закончатся, новых — не будет.
Иногда дети пытаются выпросить или присвоить себе понравившиеся им в вашем доме вещи. Не стесняйтесь сказать ребенку, что это не его, а ваши вещи и поэтому их брать нельзя. Когда вы скажете «нет», ответом может быть недовольная гримаса, вспышка злобы или агрессии. Но нельзя формировать у ребенка ощущение вседозволенности, такова «профессия» родителя.
3. Трудности с переключением внимания. Сочетание новизны, восторга, перевозбуждения иногда мешает детям переключиться с одной деятельности на другую. Особенно, если ребенку нравится то, что он делает, и их не заботят последствия, что будет дальше. В таких случаях полезно предварительно предупредить ребенка, сколько он может этим заниматься, спланировать, обговорив с ним, какие дела нужно сделать за день, периодически напоминая о договоре. Нужно следить, чтобы ребенок не переутомлялся и не перевозбуждался, поэтому не планируйте много мероприятий, найдите время для отдыха.
Некоторые дети могут подумать, что на выходных, каникулах полагается ничего не делать и отказываться от помощи по дому. Поэтому лучше их заранее предупредить их об этом. Полезно вечером обговаривать, что успели сделать за день и что нужно будет сделать завтра.
Не бойтесь устанавливать ограничения. Дети казённых учреждений не ждут полной свободы, они знакомы с запретами. Это позволяет им чувствовать себя в безопасности, а вам установление запретов необходимо, чтобы сохранить силы, имущество, уменьшить вероятность разочарования, обиды и недоумения. Прежде чем принять ребенка, осмотрите ваш дом, представьте себе, что у вас будет жить сверхактивный полуторагодовалый ребенок, даже если вы приглашаете ребенка старшего возраста. Продумайте, в каких случаях потребуется установить запрет, что убрать и спрятать от глаз ребенка. Попрактикуйтесь говорить «нет!», действительно имея это ввиду.
4. Переоценка своих сил. Несмотря на имеющиеся в детском учреждении ограничения, дети довольно часто предоставлены сами себе. Им свойственно переоценивать свои силы и возможности и недооценивать окружающие опасности. Многие привыкли и нечувствительны к боли. Для этих детей нормально заявлять, что им ничего не страшно, что им ничего не стоит сделать то-то и то-то, в то время как они не имеют малейшего понятия о том, как это делать (например, плавать в бассейне, кататься на коньках, велосипеде). Вы можете их обнаружить на крыше дома, на верхней балке качелей, вершине дерева. Поэтому внимательно следите, чтобы они не попадали в опасные места одни. Эти дети могут обладать нечувствительностью к боли, не жаловаться и не показывать виду, что поранились или получили травму. Если ребенок упал и не плачет, это не значит, что ему не больно. Поэтому пока вы не научитесь его понимать, предвидеть поступки, «видеть насквозь» и не узнаете, на что он способен, следите за ним внимательно.
5.Личная гигиена. В сиротских учреждениях особые условия для поддержания чистоты тела, отличаются от домашних. Поэтому поначалу многие дети отказываются от душа и ванны. А другие, наоборот, от получаемого удовольствия устраивают в ванной морское сражение и наводнение. Пока вы убедитесь, что ребенок усвоил правила пользования, не оставляйте их в ванной одних. Если подросток стесняется. То пусть за ним последит взрослый того же пола.
6. Отход ко сну. В интернате дети идут спать строго по расписанию без сказок и длительных уговоров. Поскольку в возбужденном состоянии ребенку трудно заснуть, постарайтесь, чтобы перед сном он расслабился, успокоился.
Многие дети никогда не оставались на ночь одни и потому, если у вас есть ребенок того же пола, лучше положить их в одной комнате или побыть с ним до тех пор, пока не заснет. Дети часто боятся темноты, т.к. в темноте появляются страхи, которые забываются днем. Поэтому можно оставлять в комнате ночник, быть неподалеку от него. Иногда можно поставить его кровать в одной комнате с собой, но лучше не позволять спать в своей кровати. Лучше заранее показать ребенку расположение комнат в квартире и дать понять, что вы рядом.
7.Травматичный опыт. Дети, перенесшие в своей жизни травму, насилие могут проявлять беспокойство, испуг, гипербдительность, с трудом доверяют взрослым. Они с трудом контролируют свои чувства и могут неожиданно резко реагировать на вполне благоприятные обстоятельства. И наоборот, такие дети могут быть привязчивыми, беспокойными, требовательными, боятся потерять взрослых из виду. У них могут быть необъяснимые страхи, навязчивые мысли, ночные беспокойства и кошмары. Резкую реакцию могут вызвать те обстоятельства, звуки, запахи, которые напоминают о перенесенном стрессе.
Если у ребенка проявляются подобные признаки, важно не просить его рассказывать о событии, послужившем причиной травмы, а выяснить, что вызывает его беспокойство на данный момент. Помочь им может мягкость, теплота, доброта, терпения и забота. Попытайтесь понять, что его пугает и беспокоит, дайте понять, что вы его защитите.
Первые дни ребёнка дома.
Памятка начинающим родителям – некоторые рекомендации
Если вы взяли ребёнка воспитывавшегося в учреждении, то первые дни и недели его пребывания в семье у него могут возникнуть, кажущиеся странными, особенности поведения. В этой памятке мы постараемся объяснить их причины и дать некоторые рекомендации как сгладить возможные проблемы и упростить ребёнку привыкание к семье и её укладу.
Дело в том, что почти во всех детских сиротских учреждениях, в связи с особенностями их организации, к детям применяется поточный метод воспитания, подавляющий индивидуальность ребёнка и вырабатывающий привычку к жёстким нормам и правилам. Другой фактор это практически полное отсутствие в таких учреждениях мужчин и соответственно опыта общения детей с ними. Резкое изменение распорядка, расширение круга контактов, отрыв от привычной обстановки может спровоцировать беспокойство, расстройство сна, аппетита, появление моторных расстройств и неадекватные реакции на ваши действия и слова.
Помните:
1. У ребёнка был жёсткий режим, старайтесь его не сразу и не сильно менять. Выясните, какой был режим для ЭТОГО ребёнка в ЭТОМ учреждении. Какие реакции проявлял он при изменении режима, или какие тенденции в нарушении его проявлял. Если ему нравилось засыпать позже остальных, то пусть у вас дома режим сместится в эту сторону, но не сильно.
2. Выясните предпочтения в еде, чем он питался, не настаивайте, если ребёнок будет отказываться от каких-то ценнейших на ваш взгляд продуктов, например рыбы, фруктов, зелени. Не беспокойтесь, со временем он всё это начнёт есть сам.
3. Не стоит вываливать на него горы новых игрушек, не обязательно они вызовут у него бурю восторга, маленького ребёнка непривычные игрушки могут и напугать. Если возможно попросите в учреждении игрушку, к которой он больше всего привык. Постарайтесь воссоздать в доме какие-то элементы знакомые ему по учреждению, и создающие у него ощущение знакомого и приятного.
4. Не перегружайте ребёнка эмоциональными впечатлениями. Первое время ограничьте встречи с другими взрослыми и детьми. Гости и родственники вполне могут подождать неделю, пока ребёнок немного адаптируется и почувствует себя в доме увереннее.
5. Устраните новые для ребёнка резкие и громкие звуки, сильные запахи. Вынесите из его комнаты сильно пахнущие растения, косметические средства.
6. Если у вас есть домашние животные, будьте особенно аккуратны и постарайтесь, чтобы знакомство произошло плавно и в доброжелательном ключе, при хорошем настроении всех участников процесса.
7. Если что-то ребёнку особенно нравится в еде или удовольствиях, не старайтесь выдать это всё и в максимальных количествах. Принцип «один раз и до отвала» здесь не срабатывает, но может привести к серьёзным расстройствам или аллергическим реакциям у ребёнка. Умеренность и постепенность, в это время, для ребёнка гораздо важнее мер по компенсации обделённости его, в чём-либо.
8. Не спешите к увеличению познавательных нагрузок. Старайтесь не перегружать ребёнка на самом первом этапе, необходимо, чтобы ребёнок почувствовал себя в доме защищённым, а главное здесь стабильность и отсутствие избыточной новизны, и так её будет предостаточно. Даже более старших детей, как бы вам не хотелось дать им возможно больше и скорее, не торопитесь перегружать новыми впечатлениями. Совершенно не обязательно совершать дальние прогулки или поездки в клубы, музеи и на праздники. Позвольте им сначала достаточно ознакомиться с домом.
9. Не надейтесь, что ребёнок сразу выкажет положительную эмоциональную привязанность, скорее он будет ярче проявлять беспокойство при вашем отсутствии.
10. Первое время старайтесь быть с ребёнком как можно чаще вместе, разговаривайте с ним, обращаясь «глаза в глаза». Говорите с ним о том, что ему интересно, внимательно слушайте все, что он рассказывает, но старайтесь резко не реагировать на страшные рассказы, нецензурные слова. Не останавливайте его, если он рассказывает ужасы своей прежней жизни, играет в игры, где представляет себя жертвой. Накопившийся негатив требует выхода и не может быть забыт за один день. Проявите терпение. Лечит время, внимание и любовь.
Чтобы было проще представить, что происходит с ребёнком во время первых дней освоения нового дома, попробуйте вообразить себе, что вы неожиданно оказались на чужой планете, где море новых непонятных ощущений, а каждый незнакомый шорох содержит угрозу и единственный кто может помочь ему почувствовать себя в безопасности это вы.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПРИЕМНЫМ РОДИТЕЛЕМ:
1. Людмила Петрановская. Трудный возраст. АНО «Студио-Диалог», 2010
Издание предназначено прежде всего для приёмных родителей, однако интересно оно будет для всех родителей, сталкивающихся со сложностями в поведении детей-подростков, для психологов и специалистов по работе с детьми. Вторая глава книги посвящена теме экзаменов, содержит практические рекомендации по подготовке к этому важному событию жизни подростка.
2. Людмила Петрановская. Дитя двух семей. Книга для приёмных родителей. Москва, «Студио-Диалог», 2012.
Автор обращается к очень сложной и вызывающей дискуссии теме – формированию сложной идентичности приёмного ребёнка. В книге поднимаются такие вопросы как целесообразность сохранения тайны усыновления, отношение к кровным родителям. Приводятся рассказы выросших приёмных детей. Цель книги – помочь приёмным родителям разобраться в своих чувствах и чувствах ребёнка, найти правильные слова, не наделать ошибок, создать из боли – любовь, из внутреннего разлада – гармонию.
3. Людмила Петрановская. Как ты себя ведёшь? 10 шагов по изменению трудного поведения. Пособие для приёмных родителей. АНО «Студио-Диалог», 2010
В книге раскрываются механизмы трудного поведения приёмных детей и даются конкретные рекомендации по его изменению.
4. Вайолет Оклендер. Окна в мир ребёнка. Руководство по детской психотерапии. М., «Класс», 1997
В книге рассматриваются подходы к проникновению во внутренний мир ребёнка, типичные для детства проблемы и особенности поведения. Подробно описаны технические приёмы, дающие проявиться фантазии, чувствам, переживаниям ребёнка: рисование, поделки, сочинение рассказов, стихов. Будет полезна творческим и неравнодушным родителям и специалистам по работе с детьми.
5. Дорис Бретт. «Жила-была девочка, похожая на тебя…» Психотерапевтические истории для детей. М., «Класс», 2000
Австралийский детский психолог Д.Бретт предлагает «рецепты» помощи детям и родителям в различных проблемных ситуациях. Родители часто могут стать для детей психологами и терапевтами – в частности, через сказки и истории, правила составления которых приводятся в этой книге.
6. Вилен Гарбузов. Нервные и трудные дети. М., «Астрель-СПб», 2006
Вилен Исаакович Гарбузов – профессор, психоневролог, психотерапевт, врач высшей категории. Автор полвека вёл массовый приём детей, страдавших «детской нервозностью» и отличавшихся трудностью поведения. Обеспокоенные, а нередко и измученные этими проблемами родители задавали вопросы, которые автор систематизировал и отвечает на них в своей книге.
7. Татьяна Губина. Кузя, Мишка, Верочка… и другие ничейные дети: Рассказы. – Липецк, Ваша Типография, 2011
Татьяна Всеволодовна Губина – семейный психолог, педагог, специалист по устройству детей, оставшихся без родительского попечения, в приёмные семьи. Она собрала в своей книге несколько историй про детей, которых забирали из детского дома – усыновляли или брали в приёмную семью на воспитание. Это истории семей, которые приняли ребёнка, зачастую очень трудного и запущенного ребёнка, который затем «выправлялся» и становился просто ребёнком – любимым, жизнерадостным, счастливым…
8. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991
Несмотря на то, что название книги адресует её родителям «беспокойных подростков», рекомендуем её почитать родителям детей любого возраста. Пошаговая система выстраивания отношений с ребёнком, предложенная авторами, поможет вам быть увереннее и спокойнее, а ребёнку расти ответственным и сильным.
9. Записки приёмной матери. – Мн.: ООО «Мэджик Бук», 2005.
Авторы этой книги – приёмные родители и родители-усыновители, которые делятся своими раздумьями и опытом родительства в отношении детей, которых они приняли в свою семью. Каждая реальная жизненная история, рассказанная «из первых уст», сопровождается комментариями специалистов Национального центра усыновления Министерства образования Республики Беларусь.
10. Кэти Гласс. Будь моей мамой. Искалеченное детство. – Москва: Рипол классик, 2011.
Эта книга рассказывает правдивую историю знакомства автора с восьмилетней девочкой по имени Джоди. Кэти работает патронажной воспитательницей. По её словам, это был наиболее тяжёлый случай из всех, которыми она занималась. Девочка с первого дня своего пребывания в новой семье показала себя настоящим тираном. Она откровенно издевалась над приёмной мамой и сводными братом и сестричками. Узнав страшную правду о родной семье Джоди, Кэти предприняла всё возможное, чтобы помочь девочке справиться с её психологическими травмами.
11. Дон Элиум, Джоан Элиум. Воспитание сына. – СП-б.: Питер, 2003.
Как вырастить настоящего мужчину — честного и стойкого, отважного и нежного? Чем воспитание мальчика отличается от воспитания девочки? Почему уже в материнской утробе сын ведет себя совсем не так, как дочка? Почему, такой ласковый в раннем детстве, он становится грубым в отрочестве? Как оградить его от дурного влияния, наркомании и алкоголизма? Что сделать, чтобы он был счастлив в своей будущей семейной жизни? Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте в книге. Она поможет вам понять мотивы поведения малыша, избежать конфликтов с подростком, сохранить добрые отношения с уже взрослым сыном.
12. Все книги для родителей Юлии Борисовны Гиппенрейтер –
профессора МГУ, психолога-консультанта в области детских проблем и семейных отношений.
АНАЛИЗ
РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ
В ПРИЁМНЫХ СЕМЬЯХ, ДДСТ В ПЕРИОД С 01.02.2020 года по 02.07.2020 года.
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с приказом отдела образования Светлогорского райисполкома №237 от 06.03.2020 года ГУО «Социально-педагогический центр Светлогорского района», учреждениями образования был проведен мониторинг положения детей в приемных семьях, ДДСТ по методике, предложенной специалистами кафедры социальной педагогики БГПУ им.М.Танка В.В.Мартыновой и В.А. Маглыш. В ходе мониторинга изучено положение 55 воспитанников приемных семей; 20 воспитанников детских домов семейного типа.
Подготовка к мониторинговому исследованию, само мониторинговое исследование и обработка мониторинга проходила в период с 01.02.2020 года по 02.07.2020 года.
ЦЕЛЬ МОНИТОРИНГА
Осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях и детских домах семейного типа.
ЗАДАЧИ МОНИТОРИНГА
Сбор и анализ информации о психическом и физическом развитии детей в приемных семьях;
Сбор и анализ информации о трудностях и проблемах, возникающих в процессе воспитания детей в приемных семьях.
Определение условий, которые должны быть созданы в замещающей семье для реабилитации и нормального развития депривированного ребенка.
Анализ полученных данных и методических рекомендаций по оптимизации системы подготовки приемных семей к выполнению родительской роли, сопровождения таких семей, а также созданию условий для реабилитации и нормального развития депривированного ребенка в приемной семье.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ
В рамках мониторинга изучено положение 75 детей, взятых приемными родителями, родителями - воспитателями на воспитание в разные годы. Из общего числа детей находятся в семьях:
До 3 лет – 2 ребенка (2,7 %)
от 3 до 5 лет – 1ребенок (1,3%);
от 5 до 10 – 12 детей (16 %);
от 10 до 15 и старше 15 лет — 60детей (80%).
Из общего числа детей девочки –31 (41%), мальчики – 44 (59%).
Из общего числа приемных детей в городской местности проживает 16 детей (21%), 59 – в деревнях (79%).
По возрастной категории приемные родители, родители воспитатели:
- в возрасте до 30 лет- 0
- в возрасте от 30 до 40 лет – 3 (9%);
-от 40 до 50 лет – 11(32%);
старше 50 лет –20 (59% )
Гендерный портрет приемных родителей, родителей воспитателей – женщин 30(88%), мужчин– 4 (12%).
АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ
Оценка положения детей, находящихся в замещающих семьях, по методике мониторинга, предложенной В.В.Мартыновой, В.А. Маглыш, показала следующие средние показатели по стандартам:
Стандарт «Воспитание» — 2.6
Стандарт «Удовлетворение потребностей» — 2.7
Стандарт «Здоровье» — 2.7
Стандарт «Обучение» — 2.6
Стандарт «Идентичность» — 2.6
Анализ результатов проведенной работы по сравнению с мониторингом 2018 г. показывает:
Стандарт «Воспитание» — уменьшилось на 0.1
Стандарт «Удовлетворение потребностей» — осталось на том же уровне
Стандарт «Здоровье» — осталось на том же уровне
Стандарт «Обучение» — увеличилось на 0.1
Стандарт «Идентичность» — увеличилось на 0.1
Возрастными особенностями детей и подростков являются специфические свойства личности (ее психики) закономерно изменяющиеся в процессе возрастных стадий развития под воздействием процессов воспитания и обучения.
Каждый возрастной период (этап) развития личности характеризуется определенным уровнем развития ее познавательных способностей, мотивационной, эмоционально-волевой и перцептивной сферы.
Основными детскими и подростковыми возрастными периодами являются:
- младенческий возраст — 0-1 год жизни;
- ранний возраст — 1-2 года жизни;
- дошкольный возраст — 3-5 лет;
- младший школьный возраст — 6-11 лет;
- средний школьный возраст — 12-15 лет;
- старший школьный возраст — 16-18 лет.
Младенческий возраст (0-1 год). Ведущей деятельностью является непосредственное эмоциональное общение. Внутри и на фоне его формируются ориентировочные действия, ощущения и восприятия. Активное функционирование зрительного и слухового анализаторов является важным моментом в психическом развитии ребенка. На основе зрительного и слухового сосредоточения происходит упорядочение двигательной активности ребенка и формирование реакции. Во втором полугодии ребенок уже способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. В словаре ребенка появляются первые слова.
Новообразованием этого возраста является формирование потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.
Большим достижением в развитии ребенка 2-го года жизни является ходьба. Это делает ребенка более самостоятельным и создает условия для дальнейшего освоения пространства. В этот период улучшается координация движений, дети осваивают все более сложные комплексы действий. Общение детей со взрослыми в раннем возрасте является непременным условием развития предметной деятельности — ведущей деятельности детей этого возраста. Овладение этими навыками приводит к усвоению ребенком общественного способа употребления вещей и оказывает решающее влияние на развитие начальных форм мышления.
Новообразованием этого возраста является развитие речи и наглядно-действенного мышления.
На третьем году жизни ребенок становится более самостоятельным: он научается элементам самообслуживания, отделять себя от взрослого, начинает относиться к себе как к самостоятельному «Я», т.е. у него возникают начальные формы самосознания. В этот период возникает «кризис трех лет». У ребенка появляется тенденция к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, а взрослый сохраняет прежний тип отношений и тем самым ограничивает активность ребенка, который начинает противиться этому, делая порой все наоборот.
Новообразованием этого возраста является отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми.
Дошкольный возраст 3-6 (4-7) лет. Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда потребностей ребенка. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которого усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящих к овладению целой системой разнообразных навыков и умений.
В процессе совместной деятельности дети приобретают опыт руководства другими детьми и опыт подчинения. Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, в которой формируется поведение, опосредованное образом другого человека. Также большое значение и влияние на умственное развитие дошкольника оказывает обучение, в котором важнейшую роль играет распределение функции между участниками процесса учения.
Младший школьный возраст 6-10 (7-11) лет. Развитие психики детей этого возраста осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности — учения. Учение для младшего школьника выступает как важная общественная деятельность, которая носит коммуникативный характер. В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.
Новообразованием младшего школьного возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия.
Подростковый возраст от 11-12 до 14-15 лет. Переход от детства к взрослости составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа. Подростковый период считается «кризисным», такая оценка обусловлена многими качественными сдвигами в развитии подростка. Именно в этом возрасте происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации ребенка на пути к биологической зрелости и полового созревания. Анатомо-физиологические сдвиги в развитии подростка порождают психологические новообразования: чувство взрослости, развитие интереса к противоположному полу, пробуждение определенных романтических чувств. Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и профессиональных интересов.
Старший школьный возраст 15-17 лет (ранняя юность). Главное психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего внутреннего мира, внутреннее «Я». Главным измерением времени в самосознании является будущее, к которому он (она) себя готовит. Ведущая деятельность в этом возрасте — учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы. Старший школьный возраст — начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития.
Юношеский возраст от 14 до 18 лет. В юношеском возрасте происходит интенсивное физиологическое и психическое развития. Особое значение в юношеском возрасте приобретает моральное воспитание, основные виды деятельности — учение и посильный труд, увеличивается диапазон социальных ролей и обязательств.
Психическое развитие личности в юношеском возрасте тесно связано с обучением, трудовой деятельностью и усложнением общения со взрослыми. В связи с началом трудовой деятельности отношения между личностью и обществом значительно углубляются, что приводит к наиболее четкому пониманию своего места в жизни.
Родителям о детях с различными видами темпераментов
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Темперамент биологически обусловлен и является врожденным, он оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки и индивидуальность.
Выделяют четыре вида темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. Общими рекомендациями для всех видов выступает следующее. Во-первых, надо учитывать то, что у всех детей в дошкольном возрасте легкая возбудимость, слабая нервная система, высокая неустойчивость эмоций и чувств.
Во-вторых, темперамент окончательно складывается лишь к подростковому возрасту. В-третьих, в 7-8 лет процесс возбуждения достигает максимума, характерного для данного темперамента ребенка. Работоспособность, обусловленная темпераментом в этом возрасте, одинакова у детей и взрослых одного темперамента. В-четвертых, воспитывать ребенка следует так, чтобы усиливать сильные стороны его темперамента и уменьшать слабые. В-пятых, следует задумываться о будущем ребенка, т.е. ориентировать его с раннего детства на все виды деятельности, соответствующие его темпераменту и его интересам.
I. Сангвиник — сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы
- Создать условия для своевременной смены видов деятельности ребенка, с целью стимуляции его природной активности.
- Следить, чтобы эмоциональный подъём, характерный для ребенка, не был слишком длительным по времени, т.к. происходит перевозбуждение нервной системы и психики ребенка.
- Развивать чувствительность, внимательное отношение к окружающим.
- Учитывая тот факт, что ребенок-сангвиник легко поддается общему настроению, учить его вырабатывать свое личное мнение.
- Учить ребенка выполнять даже неинтересную для него работу.
- В доступной для ребенка форме объяснить пользу и необходимость адекватного отношения ко всему старому, уже знакомому, что нельзя к нему относиться равнодушно и негативно.
- Учить выполнять не только простые, доступные для ребенка легкие виды деятельности, но и сложные, которые требуют большого усилия над собой и концентрации воли и внимания.
II. Флегматик — сильный, инертный тип нервной системы
- Расширить круг общения ребенка, с учетом его низкой активности и необщительности.
- Привлекать к активным видам деятельности подвижным играм, в которых тренируется быстрота реакции, воспитывается стремление к победе.
- Обязательно морально поддерживать ребенка, хвалить и поощрять даже за малейшие успехи.
- Не делать за ребенка то, что он должен сделать сам, хотя и очень медленно, иначе ребенок не научится сам себя обслуживать, не овладеет необходимыми навыками и умениями.
- Приучать к новым впечатлениям, смене привычных видов занятий путем создания необходимых условий для этого. Менять распорядок дня, организовывать походы и поездки в незнакомые места.
- Учитывая склонность ребенка к однотипным видам деятельности, постепенно и навязчиво приучать его к их смене и разнообразию.
- Развивать чувствительность и внимание к людям, окружающим ребенка, чтобы в силу его темперамента не сформировалось такое негативное качество характера как безразличие.
III. Холерик — сильный, неуравновешенный тип нервной системы
- Постепенно приобщать к спокойным видам деятельности, которые приучат к усидчивости, развивают концентрацию внимания, сосредоточенность.
- Ни в коем случае не навязывать ребенку своих желаний, не требовать категорично беспрекословного подчинения. Это лишь вызовет отрицательную реакцию, будет развивать негативизм и упрямство.
- Постепенно приучать сдерживать свои отрицательные эмоции и негативные чувства.
- Дать ребенку возможность разряжать свою неутомимую энергию в социально полезной деятельности — вовлечь в занятия спортом.
- Учить ребенка нормам поведения, закреплять их чаще на практике. Учить сдерживать свои эмоции, умению ждать, быть терпеливым.
- Создавать ребенку условия, когда он мог бы проявлять свои лидерские наклонности в разумных пределах.
- Учить планировать свою деятельность и организовывать ее самостоятельно.
IV. Меланхолик — слабый тип нервной системы
- Не создавать тепличных условий. Не ограждать от негативных ситуаций, а учить преодолевать их.
- Расширять круг общения ребенка со сверстниками, с взрослыми путем поиска выхода за рамки привычных, знакомых ситуаций.
- Каждая малейшая победа ребенка над собой должна поощряться и стимулироваться взрослыми. Вселять уверенность ребенку в его силы.
- Активизировать и видоизменять различные виды деятельности ребенка, меняя место их проведения. Избегать привыкания ребенка к определенной обстановке.
- Постепенно усложнять задания в играх и упражнениях. Не делать резких переходов от одного задания к другому, дать ребенку возможность и время для переключения внимания.
- Поддерживать даже маленькую попытку ребенка проявить самостоятельность и инициативу.
- Создать мягкий, доброжелательный климат в семье. В качестве воспитательного воздействия чаще использовать художественные произведения, героям которых ребенку хотелось бы подражать.
Нужно знать и помнить: нет плохого или хорошего темперамента, каждый вид имеет свои достоинства и недостатки. Именно это и нужно учитывать в воспитании своего ребенка.
Основные ошибки родителей в воспитании детей
1. Игнорирование выделения личной зоны для каждого ребенка
Личное пространство должно быть у каждого ребенка. Оговорки вроде: «скоро переезжать, дети быстро растут или нет места» здесь неуместны. Если своевременно не выделить каждому ребенку свою «зону безопасности», между детьми быстро возникнет чувство соперничества, конкуренции.
2. Завышенные ожидания и требования от старшего.
С появлением «младшенького» старший ребенок автоматически становится «взрослым». Родители ждут от него понимания сложившейся жизненной ситуации на неосознаваемом уровне, делая взрослым и самостоятельным по сути маленького ребенка. При малейших ошибках, недочетах, родители выговаривают: «Ну как ты мог, ты ведь взрослый». Старший ребенок начинает чувствовать себя ненужным, неудачником, и эти чувства несет с собой на протяжении всей жизни.
3. Сравнение детей, их личностных и внешних качеств, достижений
Сравнивание детей даже в мелочах влечет за собой негатив по отношению друг к другу. «Смотри, как Павлик хорошо кушает, а ты сидишь», или «Вот Маша умеет красиво танцевать, а ты ходишь, как медведь». В первую очередь сравнение детей со стороны родителей ведет к неприязни, ревности и конкуренции между ними.
4. Выделение «любимчика», невнимание к одному из детей
Наличие любимчика, «сладенького и послушного» ребенка в семье всегда приводит к разладу отношений. Безусловно, маме или папе легче общаться с ребенком, который контактирует, выполняет просьбы, сговорчив и спокоен. Однако именно тот ребенок, который замыкается в себе, во всех смыслах «трудный» должен быть максимально приближен к родителям. Если вы начинаете хуже чувствовать ребенка, видите у него появившиеся негативные черты характера, необходимо постараться помочь ему, ведь именно он чувствует себя заложником ситуации и, скорее всего, не знает, как из нее выйти.
5. Перекладывание «взрослых» обязанностей на старшего ребенка
«Павлик, помоги маме с малышом. Выброси памперс. Погуляй с братиком. Вот молодец!» Видя, как старший сын помогает, мама радуется, но и невольно перекладывает часть своих обязанностей на ребенка. Да, помогать хорошо, однако не нужно делать это прямой и основной обязанностью старшего. Строя формат таких отношений, старшие дети во взрослой жизни вспоминают, что у них не было детства, а все их обязанности и игры сводились к опеке за младшеньким. Как итог – формирование ненависти к родителям, брату, негативное восприятие жизни в целом.
Взрослым смотреть за малышом не сложно, и некоторые родители забывают, что старший – всего лишь ребенок. Заботясь о братике, он не понимает полноты ответственности, которую перекладывают на него родители. В случае, если с малышом случится неприятность, старший станет винить и казнить себя, ведь «Я не досмотрел, значит, я – плохой». Подобные переживания становятся сильным эмоциональным стрессом для неокрепшей психики ребенка и формируют неправильные, негативные установки, которые «врезаются» в память и автоматически переносятся во взрослую жизнь.
Практически всегда в семьях с двумя детьми, имеющими разный возраст, старший проявляет ревность. Она может обрести форму непослушания, капризов, откровенной вражды. Наказывать ребенка при проявлении таких эмоций – ошибка родителей и «путь в никуда». Родители должны показать первенцу, что в их любви к нему ничего не изменилось. Причем словосочетание «Я люблю вас обоих одинаково» не совсем подходит. Невозможно одинаково любить разных детей, ведь они – не идентичны, со своими чертами, уникальным характером. Лучше сказать: «Я люблю вас обоих одинаково сильно» – это будет правильнее со стороны родителей и понятнее ребенку.
Замещающая семья
Отношение к семье, как главной составляющей общества, обеспечение преемственности поколений, сохранение лучших семейных ценностей всегда были в центре внимания. Особой заботой является создание условий для устройства детей, лишенных родительского попечения на воспитание в семьи жителей города и района. Одной из форм семейного устройства является приемная семья.
На 01.08.2019 года в Светлогорском районе функционируют:
- 33 приемных семьи, в которых воспитываются 59 детей, оставшихся без попечения родителей;
- 3 детских дома семейного типа, в которых воспитываются 18 несовершеннолетних.
Большую роль в развитии института приемной семьи играет материальная поддержка как детей, переданных на воспитание в семьи, так и приемных родителей. Размер ежемесячных денежных средств на содержание ребенка, переданного в приемную семью, устанавливается с учетом возрастных категорий детей в следующих суммах:
До 6 лет – 256 рублей 96 копеек;
Старше 6 лет – 273 рубля 25 копеек
Кроме того, приемный родитель получает заработную плату в размере:
443 рубля – город;
465 рублей – село.
Отпуск приемного родителя составляет 56 календарных дней. Время работы в качестве приемного родителя зачитывается в общетрудовой стаж.
Социально – педагогический центр Светлогорского района приглашает к сотрудничеству людей, небезразличных к судьбе ребенка, нуждающегося в родительском тепле и любви.
Если Вы любите детей – подарите им тепло своей души, знания, состояние счастья и благополучия – приглашаем Вас на работу в качестве приемного родителя. За дополнительной информацией обращайтесь по адресу: ул. Интернациональная, 14, или по телефону: 3 86 35,5 35 69
Рядом с вами живут дети, у которых нет семьи. Им на до помочь пережить горе от разлуки с родителями и снова наладить отношения с родными и близкими, защитить их права и интересы, помочь стать самостоятельным и занять достойное место в жизни.
Им нужна семья
Приемная семья одна из форм устройства детей – сирот, детей оставшихся без попечения родителей. Социально – педагогический центр приглашает к сотрудничеству людей, неравнодушных к судьбе ребенка, нуждающегося в родительском тепле и ласке.
Вы можете им помочь
Вы можете помочь детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей стать счастливее.
А также приобрести работу, заработную плату, отпуск, трудовой стаж.
Если Вы можете создать условия в своем доме для ребенка, готовы трудиться, воспитывая детей с особенной судьбой, обращайтесь по адресу:
ул. Интернациональная, 14
по телефонам:
3 86 35
5 35 69
Вы можете стать приемными родителями
Каждый ребенок должен иметь свою семью и тех людей, для которых он очень дорог, которые его любят, не смотря ни на что. Обычно в жизни эту роль играют его родители. Но бывает различные обстоятельства, когда дети остаются без попечения родителей, нет родственников, которые могли взять на него опеку, поэтому дети попадают в приют.
Но есть люди, которые готовы дарить свою любовь и заботу чужому ребенку, эти люди называются приемными родителями, родителями - воспитателями. Кто же такой приемный родитель и родитель-воспитатель?
Приемный родитель, родитель-воспитатель – это лицо, которому на воспитание передан ребенок (дети), находящиеся на попечении органов опеки и попечительства на основании трудового договора.
Начнем с того, что желание помочь ребенку, лишенному семейного тепла и уюта, должно быть главным мотивом принятия ребенка в семью.
Кто же может стать приемным родителем или родителем-воспитателем в детском доме семейного типа? Это дееспособные лица обоего пола, имеющие свою жилплощадь, опыт воспитания своих детей, желания подарить свою любовь и заботу ребенку, оставшемуся без попечения родителей. Исключения составляют больные хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией; те, кто не подходит по состоянию здоровья; лишенные родительских прав; бывшие усыновители, опекуны или попечители, которые не выполняли свои обязанности и были их лишены; судимые; лишенные родительских прав, а также те, кто не имеет права заниматься педагогической деятельностью.
Приемный родитель, родитель-воспитатель – это профессия, которая дает:
- стаж.
- заработную плату.
- отпуск 56 дней.
Если Вы хотите помочь деткам стать капельку счастливыми, подарить им свою любовь и заботу, то станьте приемными родителями, родителями-воспитателями.
Дополнительную информацию Вы можете получить по адресу:
г. Светлогорск, ул. Спортивная 9, телефон 5-08-15 и г. Светлогорск ул. Интернациональная 14, телефон 3-85-36
Давайте вместе сделаем детей счастливыми!
Педагог-психолог СПЦ Здор Вероника Сергеевна
ЧТО ТАКОЕ ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ?
Приемная семья – это семья, в которой супруги или отдельные граждане (приемные родители) выполняют обязанности по воспитанию детей в соответствии с положением о приемной семье, утвержденной правительством, на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью и трудового договора.
Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей образуется на основании 2 договоров:
1) договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью
2) трудового договора
Оба договора заключаются между органом опеки и попечительства и будущими приемными родителями. На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети) не достигшие совершеннолетия. Минимальный возраст законом не установлен, а вот срок воспитания детей в приемной семье должен быть предусмотрен в договоре - это одно из обязательных условий договора.
Кто может быть приемными родителями?
Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах;
- отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
- бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
- лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (в том числе инвалидность I и II групп).
Предпочтение отдается семьям или одиноким лицам, имеющим опыт воспитания детей, или же родственникам этих детей.
Какие дети передаются на воспитание в приемную семью?
На воспитание в приемные семьи передаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе находящиеся в детских интернатных учреждениях, государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.
Важно отметить, что при создании приемных семей действует принцип территориальности, т.е. в приемную семью передаются дети, находящиеся в детских интернатных учреждениях в пределах территории, подведомственной конкретному управлению (отделу) образования.
Дети с особенностями психофизического развития, дети-инвалиды передаются в приемную семью с согласия приемных родителей и только при наличии в семье необходимых условий.
Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения.
Передача в приемную семью ребенка, достигшего возраста 10 лет, осуществляется только с его письменного согласия.
Разъединение братьев и сестер, как правило, не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам.
Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать, 4 человек.
Порядок образования приемной семьи
Лица, желающие взять детей на воспитание в приемную семью подают в органы опеки и попечительства по месту своего жительства необходимые документы:
- заявление,
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приемные родители,
- свидетельство о заключении брака – в случае, если кандидат в приемные родители состоит в браке,
- медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в приемные родители, а также членов семьи кандидата в приемные родители,
- письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в приемные родители, проживающих совместно с ним, на передачу ребенка (детей) в семью,
- сведения о доходе за предшествующий передаче ребенка (детей) в приемную семью год.
Орган опеки и попечительства проводит обследование условий жизни будущих приемных родителей, изучают личности особ, уклад жизни и традиции семьи. Оценивает готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей и реализации планов защиты их прав и законных интересов. Это отражается в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители. На основании этого акта и предоставления всех документов орган опеки и попечительства готовит заключение о возможности заявителей стать приемными родителями.
Орган опеки и попечительства предоставляет приемным родителям информацию о детях, которые могут быть переданы им на воспитание в приемную семью и выдают направление для посещения этих детей по месту их проживания, в результате которого устанавливается контракт. При подборе ребенка из детских интернатных и лечебно-профилактических учреждений администрация этих учреждений обязана ознакомить лицо, желающее взять ребенка на воспитание с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья. Передача новых детей в приемную семью возможно только в том случае, если процесс адаптации ранее принятых приемных детей проходит успешно, что подтверждается заключением органа опеки и попечительства. В первую очередь дети передающиеся на воспитание в приемные семьи, имеющие постоянный источник доходов. На ребенка, передаваемого в приемную семью его опекун или попечитель выставляет следующие документы:
1) свидетельство о рождении
2) медицинское заключение о состоянии здоровья
3) документ, подтверждающий правовое основание для передачи ребенка в приемную семью (свидетельство о смерти родителей, копию решения суда о лишении родителей родительских прав, признание родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт ОВД об обнаружении брошенного ребенка)
Права и обязанности приемных родителей:
В договоре о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. предусмотрены следующие основные обязанности приемных родителей:
1) воспитывать приемного ребенка на основе взаимоуважения, организовать общий досуг, взаимопомощь
2) создать необходимые условия для получения ребенком образования, заботы о его здоровье, физическом, психическом духовном и нравственном развитии
3) защищать права и интересы ребенка
4) обеспечивать уход за ребенком и лечение, систематически показывать врачам-специалистам в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья
5) обеспечивать посещение приемным ребенком общеобразовательных учреждений, следить за его успеваемостью, поддерживать связь с учителями и воспитателями
6) извещать орган опеки и попечительства о возникающих в приемной семье неблагоприятных условиях для содержания, воспитания и образования ребенка
Следует помнить, что приемные родители не имеют права препятствовать усыновлению приемных детей другими лицами. Ребенок, воспитывающийся в приемной семье, имеет право на общение с родителями, другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает его интересам. Порядок общения родственников ребенка с ним определяется органом опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства, уполномоченные ими органы и организации осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей в приемных семьях:
· в первые три месяца воспитания каждого приемного ребенка - не реже одного раза в неделю;
· после первых трех месяцев воспитания и до одного года - не реже одного раза в месяц;
· во второй и последующие годы воспитания ребенка - не реже одного раза в квартал.
В каких случаях приемный родитель может уволиться с работы?
Договор может быть расторгнут досрочно по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин:
1) болезнь
2) изменение семейного или имущественного положения
3) отсутствие взаимопонимания с ребенком
4) конфликтные отношения между детьми
По инициативе органа опеки и попечительства в случаях:
1) возникновения неблагоприятных условий для ребенка (детей),
2) возвращения ребенка (детей) родителям,
В случае передачи на воспитание приемному родителю нескольких детей может быть заключен одни договор. Если дети передаются а воспитание в приемную семью в разное время заключается отдельный договор на каждого вновь поступившего ребенка. Договор может быть заключен на срок от 1 месяца до достижения ребенком 18 лет.
Условия оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законодательством Республики Беларусь. Трудовой отпуск приемным родителям предоставляется согласно графику трудовых отпусков, составленным управлением образования местного исполнительно распорядительного органа. На период трудового отпуска орган опеки и попечительства организует летний отдых приемных детей. Время работы в качестве приемных родителей зачитывается в общетрудовой стаж.