Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Отдел поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей

Дата: 8 октября 2021 в 09:17, Обновлено 10 апреля в 16:21

Адаптация в новых условиях

Адаптация в приёмной семье – это переходный период, в процессе которого происходит привыкание. Привычный мир стремительно меняется, возникают новые условия жизни и сопутствующие обстоятельства. Перемены затрагивают и самих опекунов, и их собственных детей, бабушек, дедушек и других заинтересованных лиц.

Период привыкания не имеет строго чётких временных рамок. На него влияют:

  • возраст;
  • черты характера;
  • уровень умственного и эмоционального развития;
  • темперамент;
  • заинтересованность сторон.

Легче всего вхождение в семью протекает у детей 2-3 лет. В этом возрасте малыши уже имеют ряд сформированных навыков, но ещё не обрели выраженных привязанностей и легче воспринимают перемену обстановки. Самый сложный адаптационный период у подростков, поскольку молодые люди испытывают дополнительный стресс, вызванный половым созреванием.

Особенности поведения

При погружении в новую среду поведение ребёнка меняется, каким бы спокойным и воспитанным он ни был. Это может стать неприятным сюрпризом для приёмных родителей. Им кажется, что они уже знакомы с характером и склонностями малыша. Они встречались с ним и сформировали мнение о его темпераменте и поведенческих особенностях. К сожалению, авторитарный подход к воспитанию в детских домах не даёт полностью раскрыть черты характера ребёнка в стенах учреждения.

Нужно учитывать стремление одинокого малыша иметь маму и папу – при знакомстве он будет вести себя максимально «хорошо и послушно».

Перемена поведения – это один из механизмов адаптации человека к незнакомой среде, защитная реакция на уровне рефлексов. Причины:

  • малыш не знает, чего от него ждут новые мама и папа, боится незнакомого места жительства и других сопутствующих обстоятельств;
  • новообретённый член семьи следует поведенческим привычкам, сложившимся на первичном этапе социализации в детском доме или в прежней семье.

В новой среде к приёмному ребёнку предъявляют непривычные требования, проявляют чувства, несовместимые с его представлениями о любви и семье. Изменение поведения может усугубляться под влиянием новых ощущений и обстоятельств, что может ухудшить психоэмоциональную обстановку в семье.

Этапы адаптации приёмного ребенка

Привыкание к новому месту не является статичным процессом, его динамика все время меняется. Период адаптации нельзя чётко разграничить. В процессе адаптации детей сирот в приемной семье неизбежно возникают поведенческие подъёмы и спады, но условно адаптация ребёнка в приёмной семье проходит в несколько стадий:

  • знакомство, или «медовый месяц» – введение в семью;
  • «уже не гость», или первичный эмоциональный кризис;
  • «вживание» – формирование отношений;
  • «стабилизация отношений» - принятие образа жизни.

Поведение меняется постепенно под влиянием родителей и других членов семьи. На завершающем этапе предпочтения и привязанности ребёнка меняются, возникают новые социальные навыки и формируется устойчивый стиль поведения.

Если после значительного промежутка времени в приёмной семье устойчивые отношения так и не сформировались, родители могут принять решение о возвращении ребёнка органам опеки. Такая ситуация является травмирующей для обеих сторон: у несостоявшихся родителей появляется чувство вины, а ребёнок ощущает ненужность и одиночество. Чтобы не допустить развития событий по этому сценарию, необходимо учитывать поведенческие особенности адаптационного периода и поддерживать здоровый психологический климат в семье.

Знакомство с семьёй

Первый этап жизни с новыми родителями характеризуется восторгом и всеобъемлющей любовью, которые проявляют обе стороны. Родители испытывают удовольствие от заботы о малыше и стараются исполнять его желания. Со стороны ребёнка потребность выразить свою любовь выражается физическим контактом (объятия, поцелуи), послушанием (беспрекословное исполнение просьб новых мамы и папы).

На стадии знакомства приёмные дети не отдают предпочтения кому-либо из приёмной семьи и могут быть как приветливы, так и эмоционально закрыты.

Начальная реакция на обретение дома индивидуальна и зависит от детского темперамента. Выделяют два основных вида реакции:

  • гиперактивность – дети ведут себя суетливо, им всё хочется потрогать, они резвятся или задают много вопросов, обсуждают увиденное или фантазируют вслух;
  • сдержанность – дети могут выражать испуг, плакать или прятаться за взрослых, поддерживая крепкий тактильный контакт.

Резкое изменение состояния часто удивляет новоприобретённых родственников, ведь оно отличается от первого впечатления, сложившегося в процессе предыдущего общения.

Первые проблемы

На стадии «уже не гость», которая начинается после охлаждения первых впечатлений, возникает первый кризис в детско-родительских отношениях. Проблемы проявляются резким ухудшением поведения малыша, которое объясняется следующими факторами:

  • ослабление эмоциональной «пружины» под влиянием доверия к родителям;
  • высокие ожидания и требования опекунов.

Когда первые эмоции схлынули, ребёнок понимает, что «понравился» родителям и его «оставили». На этом этапе в его глазах необходимость вести себя послушно отпадает, появляется желание самоутвердиться и формируется протест против чрезмерных или непривычных требований новой среды.

В этот период адаптации ребёнок демонстративно отказывается выполнять просьбы домочадцев, впадает в беспричинную ярость или капризничает, часто жалуется на здоровье, выдумывая отсутствующие болячки. Для протестной стадии характерно возвращение энуреза – ночное недержание мочи может появиться не только у малышей, но и у старших детей. Особенно тяжёлый кризис наблюдается в подростковом возрасте (10 лет и старше). Подростки часто утверждают собственную значимость воровством, курением, употреблением спиртных напитков и бродяжничеством. Для преодоления возникших трудностей важно показать вашу эмоциональную связь и проявить педагогические таланты, не сравнивая его с другими детьми, но обучая новым навыкам.

Где может получить помощь приемная семья

Взять приемного ребенка – это большой шаг и ответственность. При этом стоит быть готовым к тому, что приемная семьи может столкнуться с разными проблемами. Адаптация ребенка в новых для него условиях проходит через труд и терпение.

Каждый год свыше 5 тысяч приемных детей-сирот в России возвращаются в детские дома. Это имеет серьезные психологические последствия для ребенка, а порой и для людей, не справившихся с ролью приемных родителей. Поэтому проблема работы с замещающими семьями стоит достаточно остро. Найти общий язык друг с другом и свести к минимуму риск возврата ребенка в детский дом помогают специальные общественные организации, фонды и союзы. Их список по данным Официального сайта Мэра Москвы представлен по следующей ссылке.

Не стоит бояться обращаться в такие организации. Это шаг к решению проблем, а не признание своей несостоятельности как родителя. Наоборот, вы стараетесь преодолеть кризисную ситуацию доступными способами.

Каждый может оказаться в непростой ситуации, когда появляются трудности в семье. Дети-сироты часто имеют тяжелый жизненный опыт, их травмирует потеря близких и события в детском доме. Безусловно, это влияет на их развитие и поведение. Поэтому часто найти подход к ним особенно сложно, и для адаптация ребенка сироты в семье требуется помощь специалистов.

Рекомендации для приёмных родителей

«Эффективные способы взаимодействия с ребёнком»

Дайте свободу. Свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и более удерживать его возле себя не удастся, а непослушание – это стремление выйти из-под вашей опеки.

Никаких нотаций. Больше всего подростка раздражают нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный вежливый тон и откажитесь от категоричных оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд, собственные ошибки и собственные выводы.

Идите на компромисс. Все равно ничего не удастся доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей.

Уступает тот, кто умнее. Чтобы скандал прекратился, кто-то первый должен замолчать. Взрослому это сделать проще, чем ребенку с неустойчивой психикой.

Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.

Будьте тверды и последовательны. Несмотря на вашу готовность к компромиссу, подросток должен знать, что родительский авторитет незыблем.

При общении с подростком применяйте 5 приемов, которые позволят установить контакт  и лучше его понять.

Прием 1. Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете. Иногда этот прием называют «отраженным выслушиванием». Он состоит из трех частей.

- Демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит (например, словами «да», «угу», вопросами «а что потом?», «и что же?» и т.д.)

- Позволяйте ребенку выражать его собственные чувства.

- Докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав его суть).

Прием 2. Внимательно следите за лицом ребенка и его «языком тела». Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и прочее). Но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут вам иное.

Прием 3. Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть ваши улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке.

Прием 4. Выбирай правильный тон для ваших ответов. Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов. Выбирайте верный тон и не отвечайте саркастично – дети могут расценить это как пренебрежение к своей личности.

Прием 5. Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: «Вот это да!», «Да ну, не может быть!» и т.п.

Советы психолога по профилактике эмоционального выгорания приёмных родителей

Синдром выгорания - это счёт, который предъявляет психика за уже давно отчуждённую, бедную отношениями жизнь.

Эмоции — это наша жизнь. Мы можем радоваться, злиться, негодовать, грустить, ненавидеть. При этом психоэмоциональные перегрузки накапливаются в организме, стрессы провоцируют эмоциональные переживания, которые выжимают остатки сил из человека и могут привести к хроническому состоянию стресса.  Постепенно эмоции буквально покидают нас, в итоге остается только пустота. Что это — кризис или же просто усталость? Нет, это эмоциональное выгорание.

Профессиональное выгорание — это истощение нервных, психических и физических сил, из-за которого не хочется работать. Как пишут в энциклопедиях: «выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной жизненной установке в отношении работы».

Усыновители, опекуны и приёмные родители подвержены этому недугу не меньше. Ими движут те же добрые побуждения: обогреть сироту, утешить, подарить ему любовь и ласку.  После того, как дети уже в семье и ты начинаешь с ними  жить не просто общаться, а именно жить, приходится жить их проблемами, их эмоциями, помогать преодолевать  последствия прошлых травм. А ведь приёмный ребёнок всегда травмирован: он так долго не получал должной заботы и внимания, столько бед пережил за свою маленькую жизнь, что, попадая, наконец, в благоприятные условия, стремится как можно быстрее наверстать упущенное. Вырвавшийся из учреждения ребёнок ещё долго и часто болеет, он полон разнообразных страхов и какое-то время не верит, что все его беды позади, и по многу раз «проверяет» новых родителей, не вернут ли они его обратно… Процесс его реабилитации растягивается на многие месяцы, а то и годы. Для того, чтобы не выгореть, приемным родителям нужно свои ожидания  сделать как можно более близкими к реальности.

Причины возникновения эмоционального выгорания

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Выгорать – значит терять связь с миром, отчуждаться от себя, других людей, жизни в целом. При этом происходит притупление всех положительных эмоций. На глубоких стадиях выгорание можно назвать «смертью внутри жизни».

Синдром эмоционального выгорания характеризуется эмоциональным и умственным истощением, снижением удовлетворения от получаемой и делаемой работы и физическим утомлением. В таком случае жизнь не приносит Вам радости, а работа – удовлетворения. Ваши нервные силы истощены, с этой проблемой нужно вовремя бороться. В результате получается, что человеку становится все безразлично. На место жалости к человеку приходит отсутствие понимания. Также меняется отношение не только к пациентам или клиентам, но и к сотрудникам, семье, когда на ни в чем не виноватых людей выливается поток агрессии. И куда девался тот дружелюбные человек, которого все знали?

Основная задача приемной семьи - выстроить отношения привязанности с ребенком, которые бы стали для него источником любви, тепла, заботы, придали уверенности в своих силах и возможностях на этапе взросления.

Зачастую приемный ребенок приходит в семью, где уже есть кровные дети или другие приемные дети, он понимает особенности своей жизненной истории, в его сердце «живая рана, связанная с невозможностью расти и развиваться в отношениях с родными мамой и папой. Выстроить отношения привязанности с таким ребенком очень непростая задача, требующая больших эмоциональных, временных, физических, материальных затрат. В приемной семье все надежды на это возлагаются на усилия взрослых, которые должны быть направлены на реабилитации) ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации. Приемным родителям необходимо учиться мудро реагировать на проблемное поведение, обусловленное тяжелыми переживаниями детей.

Рекомендации по воспитанию приемных детей, воспитанников ДДСТ для приемных родителей, родителей - воспитателей:

  1. Очень важно сразу же установить принятые в семье «правила игры». Например: «у нас в доме не кричат, не ругаются», «говорят «спасибо» и «пожалуйста», если что-то просят, без спросу ничего не берут, заботятся друг о друге и т.п.
  2. Акцентируйте внимание на каких-то особо примечательных для вашей семьи ценностях, чтобы потом вдруг не оказалось, что разбита любимая ваза, оставшаяся от прабабушки. Расскажите ребенку об этой вазе ненароком, о ценности ее для вашей семейной истории, «включите» его, таким образом, в свою семью, дайте ему тем самым понять, что вы его не считаете, чужим и доверяете ему семейные «секреты» и традиции.
  3. Не ленитесь повторять – убери носки, сложи аккуратно свою одежду, помой руки и т.д. и т.п. У многих детей и таких элементарных навыков нет.
  4. Ребенка можно вовлекать в дела семьи, особенно если он сам изъявляет желание, не говорить, что тебе это рано или ты этого не сумеешь сделать. Пусть попробует, а в случае затруднений поддержать его, помочь справиться с трудностями. Очень хорошо сразу договориться о каких-то мелких обязанностях по дому, которые возлагаются на ребенка («у нас в семье у каждого есть обязанности!»).

Но при этом многому детей надо учить – и стирать (часто они вещи просто сдают на прачечную), и зашивать, и гвозди забивать (для этого в учреждении имеются плотник и др. персонал).

Делаете что-то по дому – привлекайте его ко всему: готовите обед – пусть он что-то поднесет, порежет, убираетесь в квартире – пусть протрет пыль на полочках и т.д. Не следует принуждать или заставлять обязательно сделать что-то. Новым навыкам надо обучать маленькими порциями, ежедневно напоминать о том, что нужно сделать.

Дети себя неслучайно так ведут. У ребенка уже нет привычных границ и правил поведения, они исчезли, а о новых ему еще не рассказали, и он пытается понять, как будет окружение, в которое он попал, реагировать на его самые разные поведенческие реакции. Это совершенно естественный процесс, это надо понимать. В этот период очень ярко проявляются особенности характера ребенка. Кто-то из детей замыкается в себе, а кто-то демонстрирует весь свой темперамент. Начинает прыгать, бегать, кричать. Некоторые говорят о том, что это повышенная агрессивность, гиперактивность это оттого, что ребенок почуял свободу.
Поведение и эмоции, которые может проявлять ребенок, воспитывающийся  в учреждении для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и как вам грамотно вести себя в таких случаях.

  1. Ребенок чрезмерно возбужден.

Причины. В  школе-интернате  каждый день почти не отличается от другого. Все, что происходит, организовано по расписанию и ежедневному режиму.  Ребенок ежедневно видит одних и тех же детей и взрослых, совершает одни и те же привычные действия. Все происходит под контролем воспитателей. Попав в семью, он видит совершенно другую жизнь, которая насыщена  новыми, яркими впечатлениями. Это совершенно новые запахи, цвета, непривычные тактильные, звуковые и сенсорные ощущения. Все органы  чувств ребенка получают своеобразную перегрузку.  Ребенок начинает вести себя немного неадекватно, порой несоответственно возрасту. Он становится чрезмерно активным и возбужденным, много говорит. Может быть и наоборот: ребенок кажется подавленным и угнетенным, действия его замедленные.

Постарайтесь  установить  режим дня (время принятия пищи, сон, дневной отдых, утренний подъем и т.п.) в первые дни пребывания ребенка в семье, наиболее приближенный  к тому, который существует в школе-интернате.

2.    Ребенок  проявляет  жадность.

Эффект «рога изобилия». Представьте себе чувства ребенка, когда из дома, где все общее и ничего нет своего, он попадает в атмосферу семьи, где у каждого есть свои вещи, что еду можно брать из холодильника, когда проголодаешься. И одновременно осознавать, что это есть только сегодня, а завтра его не может быть, что это временно. Естественно хочется наесться впрок, собрать, спрятать про запас. Если вы в первый день как гостеприимные хозяева разрешите брать все, что хочется и есть сколько угодно в любое время, то он будет это делать всегда. А вы рискуете достаточно быстро закипеть от возмущения то того, что он просит все больше и больше. Многие дети поначалу переедают, поэтому необходимо устанавливать некоторые ограничения. Можно, например, поставить тарелку с фруктами, разрешить съесть все, но предупредить, что как только они закончатся, новых — не будет.

Иногда дети пытаются выпросить или присвоить себе понравившиеся им в вашем доме вещи. Не стесняйтесь сказать ребенку, что это не его, а ваши вещи и поэтому их брать нельзя. Когда вы скажете «нет», ответом может быть недовольная гримаса, вспышка злобы или агрессии. Но нельзя формировать у ребенка ощущение вседозволенности, такова «профессия» родителя.

3. Трудности с переключением внимания. Сочетание новизны, восторга, перевозбуждения иногда мешает детям переключиться с одной деятельности на другую. Особенно, если ребенку нравится то, что он делает, и их не заботят последствия, что будет дальше. В таких случаях полезно предварительно предупредить ребенка, сколько он может этим заниматься, спланировать, обговорив с ним, какие дела нужно сделать за день, периодически напоминая о договоре. Нужно следить, чтобы ребенок не переутомлялся и не перевозбуждался, поэтому не планируйте много мероприятий, найдите время для отдыха.

Некоторые дети могут подумать, что на выходных, каникулах полагается ничего не делать и отказываться от помощи по дому. Поэтому лучше их заранее предупредить их об этом. Полезно вечером обговаривать, что успели сделать за день и что нужно будет сделать завтра.

Не бойтесь устанавливать ограничения. Дети казённых учреждений не ждут полной свободы, они знакомы с запретами. Это позволяет им чувствовать себя в безопасности, а вам установление запретов необходимо, чтобы сохранить силы, имущество, уменьшить вероятность разочарования, обиды и недоумения. Прежде чем принять ребенка, осмотрите ваш дом, представьте себе, что у вас будет жить сверхактивный полуторагодовалый ребенок, даже если вы приглашаете ребенка старшего возраста. Продумайте, в каких случаях потребуется установить запрет, что убрать и спрятать от глаз ребенка. Попрактикуйтесь говорить «нет!», действительно имея это ввиду.

4. Переоценка своих сил. Несмотря на имеющиеся в детском учреждении ограничения, дети довольно часто предоставлены сами себе. Им свойственно переоценивать свои силы и возможности и недооценивать окружающие опасности. Многие привыкли и нечувствительны к боли. Для этих детей нормально заявлять, что им ничего не страшно, что им ничего не стоит сделать то-то и то-то, в то время как они не имеют малейшего понятия о том, как это делать (например, плавать в бассейне, кататься на коньках, велосипеде). Вы можете их обнаружить на крыше дома, на верхней балке качелей, вершине дерева. Поэтому внимательно следите, чтобы они не попадали в опасные места одни. Эти дети могут обладать нечувствительностью к боли, не жаловаться и не показывать виду, что поранились или получили травму. Если ребенок упал и не плачет, это не значит, что ему не больно. Поэтому пока вы не научитесь его понимать, предвидеть поступки, «видеть насквозь» и не узнаете, на что он способен, следите за ним внимательно.

5.Личная гигиена. В сиротских учреждениях особые условия для поддержания чистоты тела, отличаются от домашних. Поэтому поначалу многие дети отказываются от душа и ванны. А другие, наоборот, от получаемого удовольствия устраивают в ванной морское сражение и наводнение. Пока вы убедитесь, что ребенок усвоил правила пользования, не оставляйте их в ванной одних. Если подросток стесняется. То пусть за ним последит взрослый того же пола.

6. Отход ко сну. В интернате дети идут спать строго по расписанию без сказок и длительных уговоров. Поскольку в возбужденном состоянии ребенку трудно заснуть, постарайтесь, чтобы перед сном он расслабился, успокоился.

Многие дети никогда не оставались на ночь одни и потому, если у вас есть ребенок того же пола, лучше положить их в одной комнате или побыть с ним до тех пор, пока не заснет. Дети часто боятся темноты, т.к. в темноте появляются страхи, которые забываются днем. Поэтому можно оставлять в комнате ночник, быть неподалеку от него. Иногда можно поставить его кровать в одной комнате с собой, но лучше не позволять спать в своей кровати. Лучше заранее показать ребенку расположение комнат в квартире и дать понять, что вы рядом.

7.Травматичный опыт. Дети, перенесшие в своей жизни травму, насилие могут проявлять беспокойство, испуг, гипербдительность, с трудом доверяют взрослым. Они с трудом контролируют свои чувства и могут неожиданно резко реагировать на вполне благоприятные обстоятельства. И наоборот, такие дети могут быть привязчивыми, беспокойными, требовательными, боятся потерять взрослых из виду. У них могут быть необъяснимые страхи, навязчивые мысли, ночные беспокойства и кошмары. Резкую реакцию могут вызвать те обстоятельства, звуки, запахи, которые напоминают о перенесенном стрессе.

Если у ребенка проявляются подобные признаки, важно не просить его рассказывать о событии, послужившем причиной травмы, а выяснить, что вызывает его беспокойство на данный момент. Помочь им может мягкость, теплота, доброта, терпения и забота. Попытайтесь понять, что его пугает и беспокоит, дайте понять, что вы его защитите.

Вы можете стать приемными родителями
 

Каждый ребенок  должен иметь свою  семью  и тех людей, для которых он очень дорог, которые его любят, не смотря ни на что.  Обычно в жизни  эту роль играют его родители. Но бывает различные обстоятельства, когда дети  остаются без попечения родителей,  нет родственников, которые могли взять на него опеку, поэтому  дети попадают в приют.

Но есть люди, которые готовы дарить свою любовь и заботу чужому ребенку, эти люди называются приемными родителями, родителями - воспитателями. Кто же такой приемный родитель и родитель-воспитатель?

Приемный родитель,  родитель-воспитатель – это лицо, которому на воспитание передан ребенок (дети), находящиеся на попечении органов опеки и попечительства на основании трудового договора. 

Начнем с того, что желание помочь ребенку, лишенному семейного тепла и уюта, должно быть главным мотивом принятия ребенка в семью.

Кто же может стать приемным родителем или родителем-воспитателем в детском доме семейного типа? Это дееспособные лица обоего пола, имеющие  свою жилплощадь, опыт воспитания своих детей, желания подарить свою любовь и заботу ребенку, оставшемуся без попечения родителей. Исключения составляют больные хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией; те, кто не подходит по состоянию здоровья; лишенные родительских прав; бывшие усыновители, опекуны или попечители, которые не выполняли свои обязанности и были их лишены; судимые; лишенные родительских прав, а также те, кто не имеет права заниматься педагогической деятельностью.

Приемный родитель, родитель-воспитатель – это профессия, которая дает: 

  • стаж.
  • заработную плату.
  • отпуск 56 дней.

Если  Вы хотите помочь деткам стать капельку счастливыми, подарить им свою любовь и заботу, то  станьте приемными родителями, родителями-воспитателями.

Дополнительную информацию Вы можете получить  по адресу:

г. Светлогорск, ул. Спортивная  9, телефон 5-08-15 и г. Светлогорск ул. Интернациональная 14, телефон 3-85-36

Давайте вместе сделаем детей  счастливыми!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.