Педагог-психолог — это специалист, чья работа направлена на адаптацию в коллективе с учетом особенностей психики и поведения. Эта профессия является штатной в любом образовательном учреждении.
Задачи педагога-психолога:
- создание комфортных условий для обучения;
- своевременное выявление конфликтов между воспитанниками;
- оказание психологической поддержки;
- контроль обучения в образовательных организациях;
- разработка коррекционных программ;
- оказание психологической помощи в процессе адаптации;
- оценка успеваемости детей;
- определение эффективности работы педагогов;
- проведение консультаций родителей.
В моей голове сидит чертёнок,
который мне всё путает.
Я хотел бы сидеть спокойно,
хорошо учиться и быть послушным,
но я ничего не могу поделать
с этим чертёнком…
Непоседа, живчик, вечный двигатель - все эти определения подходят гиперактивному ребенку.
Ему будет мала самая большая игровая комната в мире, ни одна колыбельная не успокоит его, и далеко не каждая Мэри Поппинс найдет к нему подход. Он слишком подвижный, импульсивный, несобранный..., но не следует забывать, что он ещё и веселый, добрый, любопытный, сообразительный.
Он нуждается в помощи взрослых. Ему необходимо помочь реализоваться, а не разозлиться на весь мир, который вращается не так быстро.
И важным моментом во взаимодействии с гиперактивным ребенком является наличие четко сформулированных, понятных правил работы, позволяющие научить понимать такого ребёнка и увидеть его сильные стороны. Данные правила и рекомендации пригодятся в процессе воспитания ребенка, взаимодействие с ним будет более эффективным.
Правила работы с гиперактивным ребенком:
Правило 1. Не ожидайте всего сразу. Начинать надо с тренировки только одной функции (например, только внимания, при этом вы должны быть терпимы к ёрзанью на стуле или перебиранию всех предметов на столе в процессе работы). Помните, если вы одергиваете ребенка, то усилия переключаются на контроль своих действий, а сконцентрироваться на задании ему уже будет трудно. Только через продолжительное время ваших совместных усилий можно начинать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения во время игр.
Правило 2. Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить ребенку полноценный сон и спокойную обстановку.
Правило 3. Так как гиперактивному ребенку сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних рамок из «можно» и «нельзя» были последовательны. Также необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя. Пусть это будет доброе слово, маленький сувенир или условный жетон (сумму которых вы обменяете на что-то приятное). Но их передача ребенку должна являться достаточно быстрым проявлением вашего одобрения его действий.
Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми:
- Хорошее поведение и успехи в любой деятельности вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
- В течение дня устраивайте активные, подвижные игры в чередовании физическими упражнениями и релаксацией.
- Работа с гиперактивными детьми должна строится индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребенка – в центре группы. Он всегда должен находится перед глазами педагога. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к воспитателям за помощью в случае затруднений.
- Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло – убрать, сложить, подмести, собрать и т.д.
- Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию. Больше давайте творческих, развивающих знаний и, наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуемая частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
- Сложные указания предлагаются в виде последовательных частей, и педагог периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
- Давайте задание в соответствии с рабочим темпом и способностями ребенка. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ребенку с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).
- Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.
- Сложные учебные задания изучать с ребенком индивидуально до фронтальных занятий.
Рекомендации родителям в воспитании:
-Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.
-Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.
-Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.
-Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.
-Не используйте экономическое насилие к членам семьи.
-Старайтесь никогда не применять физическое насилие к тому бы то ни было.
-Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов.
Помните о личном примере. Будьте во всем образцом своим детям!
Вот несколько правил для родителей, которые необходимо взять на вооружение:
1.Не оставляйте детей без присмотра, контролируйте их прогулки, запретите гулять далеко от дома и в сомнительных местах вроде парков, строек, гаражей.
2.Даже если у вас послушный ребенок, строго запретите ему вступать в контакт с незнакомым человеком, особенно с мужчиной.
Слушаться он должен только родителей. Ребенок должен знать, что ни под каким предлогом нельзя «идти помочь завести машину», «открыть захлопнувшуюся дверь», «поискать собачку в соседнем парке»…
3.Объясните ребенку, что ни под каким предлогом нельзя брать подарки или деньги от незнакомого человека, принимать приглашение пойти к нему домой, в кино, кафе. Говорить об этом нужно тактично, не запугивая ребенка и не пробуждая в нем болезненной подозрительности к окружающим людям и собственной сексуальности.
4. Постарайтесь, чтобы ваш ребенок избегал контактов с людьми из «группы риска»: пьяницами, наркоманами, ранее судимыми лицами. Даже если это соседи по квартире (в одном подъезде, в одном доме, на одной улице…).
5.Беседуйте вечерами с ребенком, стараясь узнать, как прошел его день. Интересуйтесь, не ходил ли какой-нибудь странный человек
около детского сада или школы. Объясните ребенку, что даже в общественных местах он должен быть осторожен.
6.Чаще интересуйтесь друзьями и знакомыми ребенка, родителями его друзей, учителями, воспитателями. При первом подозрении о нестандартном поведении последних обращайтесь в милицию.
Памятка для родителей "Детско-родительские отношения. Обращение детей к родителям!»
- Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
- Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
- Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что нужно считаться только с силой. С большей готовностью я откликнусь на ваши инициативы.
- Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться оставить последнее слово за собой в каждом случае.
- Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, это поколеблет мою веру в вас.
- Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только для того, чтобы просто расстроить вас. Другими словами я пытаюсь достигать таким способом еще больших «побед».
- Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
- Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь, став «плаксой» и «нытиком».
- Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
- Не позволяйте моим «дурным привычкам» привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновляет меня на продолжение их.
- Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
- Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится минимальным. Будет нормально, если вы предпримите определенные шаги, но давайте поговорим об этом несколько позже.
- Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, «что такое хорошо и что такое плохо».
- Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки — смертельный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
- Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
- Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
- Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
- Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
- Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на собственном опыте.
- Не проецируйте, не перекладывайте ваши проблемы на меня: у меня своих—невпроворот.
- Не требуйте от меня большего, чем я могу. Иначе я начинаю ощущать, что ваша любовь зависит всецело от моих достижений: если получил хорошую отметку, то мы тебя любим, если плохую — отвергаем. Не торгуйте святым чувством.
- Давайте мне простор для выбора, создавайте условия для того, чтобы я имел свободу выбора и выбирал самостоятельно.
- Не делайте меня ответственным за все: я отвечаю лишь за свои поступки.
Принцип равенства: мир детства и мир взрослости - совершенно равноправные части мира человека, их достоинства и недостатки дополняют друг друга.
Принцип сосуществования: мир детства и мир взрослых должен поддерживать обоюдный суверенитет, исходить из идеи невмешательства, не навязывания друг другу своих ценностей и законов, любая акция взрослых или детей не должна наносить ущерба другим.
Принцип свободы: предоставление миру детей полной свободы в выборе собственного пути.
Взрослые обязаны сохранять жизнь и здоровье детей.
Принцип единства: мир детства и мир взрослых не образуют двух разграниченных миров, но составляют единый мир людей.
Принцип принятия: особенности любого человека должны приниматься другими людьми такими, каковы они есть.
Доверие – исходное отношение ребенка к миру. Но доверие часто наталкивается на обман, непонимание и насмешку. Постепенно ребенок учится закрываться от окружающих, прятать свои чувства, скептически относиться к тому, что ему говорят. При этом ребенок начинает понимать: одни люди заслуживают доверия, а другие нет.
Основные составляющие доверительных отношений между родителями и ребенком
- Принятие ребенка – это когда ребенка принимают полностью – и его сильные стороны, и его слабости. Ребенок на подсознательном уровне, «всеми фибрами своей души» должен чувствовать: «Меня любят не за то, каким я должен быть, а за то, каков я есть». Психологи отмечают, что при таком подходе ребенок получает необходимую эмоциональную поддержку для изменения себя и своего поведения. В ситуации принятия
очень важен физический контакт. Специалисты говорят о четырех обязательных объятиях в день (это минимум, который нужно нарушать в сторону увеличения)!
- Уважение детской личности
Уважительное отношение включает в себя следующие компоненты:
1.Возможность быть услышанным взрослым.
Естественно, это не означает, что мы постоянно должны соглашаться с ребенком, отдавать ему пальму первенства в разговоре. Желательно выстроить ваши диалоги таким образом, чтобы ребенок чувствовал, что с его мыслями и мнением считаются, что его позиция принимается наравне с другими. Он может ошибаться, но может и услышать извинения взрослого, когда тот неправ. Кстати, ваши точные и простые извинения (если в них, конечно, есть необходимость) покажут ребенку, что вы уважаете его чувства и сожалеете о своем поведении.
2.Уважение к ребенку проявляется в честном отношении взрослого к личному пространству ребенка
Ребенку необходимо знать, что есть кто-то, кому он может доверять, кто-то, кто сохранит его тайну. Искренность, неподдельность в общении с ребенком
3. Третья составляющая доверительных отношений – это: в отношениях с ребенком не нужно «казаться», нужно «быть». Надо продолжать жить своей жизнью, в которой роль «воспитателя» является одной из нескольких, а не единственной. Если взрослый искренен с самим собой, искренность и откровенность в отношениях с детьми для него будет естественной, он будет отдавать себя, выражать свои истинные чувства. Что бы ни произошло, ребенок должен чувствовать по отношению к себе и к своим проблемам искренний интерес и заботу. Однако все это должно исходить от живых людей, а не от манекенов, надевших заданные маски.
- Формирование позитивных ожиданий в отношении ребенка
Следующий важный момент в создании доверительных отношений: ребенок учится настолько хуже или лучше, насколько взрослый верит в него. Нужно сказать, что в жизни (а не только в учебе) поведение ребенка во многом определяется тем, чего от него ожидают.
- Эффективная похвала
Вы когда-нибудь задумывались над тем, как часто вы хвалите своего ребенка, как вы это делаете, сколько хороших слов у вас есть в запасе? У американцев есть специальные буклеты, где учителям и родителям предлагается 101 способ похвалы! Похвала может быть заслуженная, искренняя, немедленная, конкретная, направленная на внутреннюю мотивацию, индивидуальная, повторяющаяся, спонтанная и прочее. Всегда действуйте по ситуации и руководствуйтесь своими эмоциями, тогда ваша похвала будет искренней и эффективной.
- Руководство по развитию доверительных отношений
- Делитесь вашими чувствами с детьми.
- Не скрывайте от них своих радостей и огорчений.
- Дайте детям возможность быть услышанными. Ребенку, как и взрослому, необходимо понимание того, что его слушают, когда он говорит. Вы можете выбрать в течение дня определенный период – час или даже несколько минут, когда
- вы отложите все свои дела и ваше внимание будет полностью принадлежать ему.
- Принимайте активное участие во всех занятиях ребенка. Этим вы, с одной стороны, как бы «делитесь собой», с другой – выступаете образцом увлеченного выполнения заданий.
- Сделайте ящик «ЛИЧНЫЕ ПИСЬМА». Поощряйте детей писать вам письма личного характера, где они описывают свои чувства, переживания.
- Оставляйте ребенку специальные записочки с признанием тех или иных его заслуг.
-
Три способа открыть ребенку свою любовь:
- Слово
-
Называйте ребенка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, различные поучительные истории. И пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.
2. Прикосновение
Иногда достаточно взять ребенка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать, капризничать и расстраиваться. А потому как можно больше ласкайте своего ребенка, не обращая внимание на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребенка.
3. Взгляд
Не разговаривайте с ребенком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.
Все это может помочь оптимизировать (улучшить) отношения с собственным ребенком, снизить уровень конфликтности, агрессии, повысить уровень доверия, что в свою очередь приводит к миру и благополучию в семье.
Плохое поведение имеет определенные цели:
- требование внимания или комфорта;
- желание заявить о себе, неповиновение (в случае, если взрослый не учитывает интересы ребенка);
- демонстрация своей несостоятельности (в том случае, когда взрослый навешивает ярлыки): «Если я плохой (ая), значит, я и буду вести себя так».
Для того чтобы выстроить конструктивные, гармоничные комфортные взаимоотношения, родители не должны:
- отказываться от объяснений: перед тем, как что-то запретить, необходимо объяснить, почему;
- вспоминать прошлое: «А вот в прошлом году…» — следует разобраться, прояснить ситуацию и забыть о ней;
- указывать ребенку на его схожесть с родственниками: «Весь в папочку (мамочку)»;
- подчеркивать минусы, неудачи ребенка. Уместно сказать: «Ничего, ты можешь лучше, я верю в тебя»;
- игнорировать ребенка.
Хороший помощник в гармонизации детско–родительских отношений — юмор. Смейтесь вместе с ребенком, подмечайте забавные стороны во всем, что с вами происходит. Только не иронизируйте — ребенок еще недостаточно опытен, чтобы понимать подтексты. Всю информацию, эмоции, чувства дети воспринимают буквально.
Существует ряд факторов влияющих на возникновение проблем в детско-родительских отношениях: стили родительского поведения, количество детей в семье и возрастная разница между ними, характер детских взаимоотношений, применяемые в семье меры дисциплинарного воздействия, структура и условия жизни семьи, полная семья или нет, незнание взрослыми возрастных особенностей детей. Эти факторы, конечно же, накладывают серьезный отпечаток на развитие ребенка. У всех родителей в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. Или родители сами, применяя радикальные методы воспитания, делают что-то такое, из-за чего им становится стыдно. Никто не застрахован от ошибок. Но в воспитании, как, впрочем, и в других сферах общественной деятельности, следует учиться на чужих ошибках.
«Доказано, что потребность в любви, принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей». Ребенок, который постоянно слышит, что у родителей нет на него времени, будет искать родственные души среди других людей. А родители (несмотря на затраченные усилия) станут ему чужими. Поэтому, даже если ваш день расписан буквально по минутам, найдите время, поговорите с ребенком, расспросите, как прошел его день, расскажите, как вы провели свой. Тем самым вы покажите ребенку, что он и то, что с ним происходит, вам небезразлично. А рассказ о себе разовьет в вашем ребенке эмпатию. Но гораздо важнее слов ваше отношение. Для ребенка важно, когда родители принимают и любят его такого, какой он есть, выражают заинтересованность его делами, хвалят его, говорят комплименты, не сравнивают его ни с кем. Он должен знать, что взрослые его всегда поддержат.
«Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или раковине с посудой, смотря телевизор, читая газету; сидя, откинувшись на спинку кресла или лежа на диване». Помните, что родители — самые близкие и родные для ребенка люди. Выслушать своего малыша так, чтобы он и в дальнейшем делился с вами своими мыслями и проблемами, непросто. Искренний интерес, не очерченное никакими рамками время общения и сердечное внимание, помогут вам вникнуть во все детские дела и заботы, а детям – почувствовать, что их любят и уважают.